Клуб мировой политической экономики

»

Публикации

Белорусский политический класс в условиях экономического кризиса 2011 года

Статья посвящена исследованию проблем развития современного белорусского политического класса в условиях постепенного разложения авторитарного режима А. Лукашенко. В условиях структурного экономического кризиса, поразившего экономику Республики Беларусь в 2011 году, политические силы республики, представители номенклатуры, бизнес-кругов и молодой белорусской экономической олигархии стоят передсложным выборов, от которого зависит будущее Белоруссии.

Структурный экономический кризис, поразивший экономику Республики Беларусь с февраля 2011 года, поставил под вопрос стабильность на политическом поле страны. Власти продемонстрировали полную экономическую и политическую беспомощность. Основная масса населения республики с одной стороны быстро убедилась, что обещания руководства страны решить экономические проблемы не имеют ничего общего с возможностями государства. С другой стороны, широкие народные массы, обладая начало активно привыкать к новым тяжелым экономическим условиям, рассчитывая, прежде всего, на собственные силы.

Кризис

Кризис 2011 года начался с валютной фазы - за несколько дней из банков и обменных пунктов (контор) полностью исчезла свободно конвертируемая валюта.  Дефицит валюты разогрел незаконный «черный» валютный рынок, где курсы доллара США, евро и российского рубля стали быстро расти. Буквально за несколько  дней была разогнана инфляция. Население, ожидая несомненную девальвацию белорусской валюты - белорусского рубля, попыталась спасти свои денежные сбережения покупкой валюты, которая очень быстро в обменных пунктах закончилась. В условиях паники люди, стараясь избавиться от белорусского рубля, бросились скупать продукты питания, товары народного потребления, любой импортный товар. Начался потребительский ажиотаж. Власти, не имея возможности вернуть валюту в обменные пункты, противопоставили кризису только пропагандистские заявления о том, что в кризисе виновато само население.

Цены за продукты и товары народного потребления за апрель – май выросли от 30% до 200%. На 40% подорожал бензин. Безработица в апреле выросла на 600 тыс. человек, к концу мая она составила около 1,5 млн. человек из 4,6 млн. трудоспособного населения. Резко увеличилось количество белорусских гастарбайтеров в России, Польше и других странах Европы. Уровень жизни в республике упал в два раза.

К сентябрю 2011 года ситуация так и не получила своего разрешения. 15 сентября в результате дополнительной сессии на Белорусской валютно-фондовой бирже был фактически легализован курс белорусского рубля, используемый на «черном» рынке. Фактически произошла еще одна девальвация, которая привела к тому, что средняя заработная плата в республике стала равняться 200 – 150 долларам США. Республика Беларусь стала самой бедной страной в западной части постсоветского пространства.

Попутно начались сложные процессы в экономике. Белорусская экономика представляет из себя сложный конгломерат остатков постсоветского социализма в виде  монопольного государственного сектора и вполне рыночных структур белорусского бизнеса, находящегося под контролем президента, а также отдельных секторов экономики, которым созданы привилегированные условия. Именно в этой среде за последние 5 лет в Белоруссии сформировалась белорусская олигархия.

Так называемая «белорусская экономическая модель» долгое время (с середины 90-х годов) функционировала на основе четырех главных принципах:

  • монопольное значение государственного сектора в реальном секторе экономики (промышленные активы, предприятия в аграрном секторе);
  • безусловная и практически неограниченная по масштабам поставка в республику энергоносителей и сырья из России по максимально низким ценам;
  • беспрепятственный доступ белорусских товаров на российский рынок;
  • максимально закрытый белорусский рынок.

Данные принципы можно было обеспечить многолетней политической игрой с Россией в различные формы экономической и политической интеграции, что обеспечивало Республике Беларусь энергетические субсидии и дотации. Общий объем дотаций, субсидий, кредитов, экономических выгод от продажи  нефтепродуктов, полученных из российской нефти, снижения экономических издержек от дешевого природного газа из России, доступа к российским технологиям и т.д., составили за последние 17 лет более 58 млрд. долларов США.По иным расчетам, представленным в 2011 году в Министерство экономического развития РФ общая поддержка белорусской экономической модели обошлась российскому государственному бюджету в 60 млрд. долларов США за последние 10 лет (с 2000 г.).

Огромная и многолетняя финансовая, энергетическая и сырьевая помощь белорусской экономике привела к тому, что в республике сохранилась постсоветская  экономическая система, не способная к эволюции и невосприимчивая к структурным реформам. Получая каждый год солидные преференции и дотации, белорусское руководство не использовала их с целью изменения структуры белорусской экономики, ее модернизации, интегрирования национальной экономики в мировую экономику.

Республика до настоящего времени сохранила архаичный тип внешней торговли. На рынки Евросоюза из РБ поступают в основном продукты переработки российской нефти и калийные удобрения. Промышленная продукция, товары народного потребления и продукты питания направляются на российский рынок. Все годы независимости республика имела негативное сальдо внешней торговли. В 2010 году импорт превысил экспорт на 9,2 млрд. долларов США при ВВП республики в 51-52 млрд. долларов США, что, в итоге, содействовало экономическому кризису 2011 г.

Экономическое влияние России на Белоруссию огромно. Белорусская экономика меньше российской экономики в 40 раз и полностью зависит от российских энергоносителей, сырья и российского рынка. Российская поддержка остается последним резервом правящего в республике режима. Формула власти в Беларуси остается прежней: «Республикой может управлять только тот политический деятель, который способен решать экономические проблемы Белоруссии в Москве».

Серьезное политическое и экономическое влияние на современную обстановку в республике оказывает участие Белоруссии в интеграционных проектах на постсоветском пространстве, инициированных Российской Федерацией – Таможенном Союзе ЕврАзЭс, Едином экономическом пространстве (проект начинает свою работу с 01.01.2012 г.) и Союзном Государством Белоруссии и России. Минск не может позволить себе устраниться от интеграционных проектов, так как в этом случае его экономика подвергнется быстрой деиндустриализации и распаду.

Оценка кризиса

Белорусское руководство публично заявляет, что причины кризиса находятся вне республики. Утверждается, что рост цен на энергоносители и выплата в российский бюджет экспортных пошлин за экспорт белорусских энергоносителей привели к «вымыванию» валюты из Белоруссии.

С июля 2011 года Белоруссия уравняла таможенные пошлины на ввоз автомобилей с другими членами Таможенного Союза и они вырасли в два раза. Проблемы с наличной валюты до середины года властями объяснялись стремлением населения купить валюту для импорта легковых автомобилей из стран Евросоюза до ввода новых пошлин.

Потребительский ажиотаж населения принято считать провокацией российских средств массовой информации.

С конца мая белорусские государственные СМИ объявили о заговоре против республики со стороны, как Запада, так и России. По белорусскому телевидению были запущены сюжеты, в которых рассказывается о том, что российские власти спровоцировали экономический (валютный) кризис в Белоруссии с целью захвата наиболее ликвидных белорусских производственных активов (насильственная приватизация).

Власти продолжают утверждать, что экономическая политика белорусского руководства была правильной и власти не несут ответственности за резкое снижение жизненного уровня населения. В последние недели А. Лукашенко перекладывает ответственность на собственных министров, публично угрожая их наказать.

Между тем, причины кризиса заключаются в следующем:

  • сохранение постсоветской белорусской экономической модели с преобладанием государственного сектора, неспособного к модернизации и приему внешних инвестиций;
  • жесткая односторонняя ориентация на субсидии и дотации от России;
  • многолетний дефицит бюджета, неограниченная эмиссия белорусских рублей и отрицательное сальдо внешней торговли;
  • политически мотивированные директивные увеличения заработной платы – до 500долларов США в декабре 2010 г. перед президентскими цифрами;
  • резкий рост спроса на валюту, спровоцированный предстоящим увеличением таможенных пошлин на импортные автомобили:
  • трудно объяснимые валютные потери в объеме от 4 до 6 млрд. долларов США, которые легко обнаруживаются при анализе валютно-финансовой системы   республики в середине февраля 2011 г.

Внешняя помощь

Белорусские власти не имеют каких-либо ресурсов для решения экономических проблем. Несмотря на то, что экономика республики остается в системе российских энергетических субсидий и дотаций, российский рынок открыт для белорусских товаров, белорусские предприятия нефтехимии продолжают активно работать и поставлять нефтепродукты на внешние рынки, поступающая в страну валюта не позволяет решить проблему валютного дефицита и увеличить золотовалютные резервы  республики. Ситуация приобрела катастрофический характер в мае 2011 года. По экспертным оценкам, для того, чтобы сохранить экономическое положение в стране и уровень жизни населений, который был до кризиса 2011 года, республика должна получать внешней финансовой поддержки от 800 млн. до 1 млрд. долларов США в месяц. Минимальные потребности белорусской экономики во внешнем инвестировании - от 8 до 12 млрд. долларов США в год.

Снять остроту экономического кризиса способна только внешняя помощь. В условия политической изоляции от стран Евросоюза, США и т.д. реальная поддержка способна прийти исключительно от России.

В конце мая Российская федерация через Антикризисный фонд ЕврАзЭс предоставила Белоруссии кредит в объеме 3,2 млрд. долларов на 3 года. Деньги должны выплачиваться ежегодными траншами. Главные условия предоставления кредита – начало в Республике Беларусь структурных экономических реформ, включая   приватизации. Кредит должен стимулировать приватизацию белорусского государственного сектора в экономике республики на сумму 7,5 млрд. долларов США за три года.

Считается, что в этом случае, в 2011 году Белоруссия получит 1,2 млрд. долларов кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭс (первый транш) и 2,5 млрд.  долларов выручит от продажи ликвидных промышленных активов, что позволит стабилизировать экономическую ситуацию в республике и обеспечит финансово дальнейшее углубление реформ.

Структурные экономические реформы в Белоруссии

В условиях глубокого финансового дефицита Минск был готов согласиться с любыми условиями и требованиями кредитора, ориентируясь исключительно на скорейшее получение финансовых ресурсов. Необходимо признать, что подписывая соглашение о кредите от Антикризисного фонда ЕврАзЭС, белорусская сторона не скрывала, что не готова приступить к реальной приватизации.

Существующий в стране авторитарный политический режим не способен к глубоким структурным экономическим реформам.

Президент страны А. Лукашенко только что вступил в четвертый президентский срок и намерен в 2015 году оформить очередной, пятый срок власти, считая, что является пожизненным президентом. Постепенно проявляется сценарий передачи власти в республике по наследству.

А. Лукашенко испытывает серьезные проблемы с легитимностью своего четвертого срока, что вылилось в политический кризис 19 декабря 2010 года. Отсутствие  реальной легитимности тяжело отразилось на общественно-политической ситуации в республике после террористического акта в минском метрополитене 11 апреля  2011 года, во время которого погибли 15 человек и около 500 граждан получили ранения и увечья.

Все свои силы, политическую волю и ресурсы белорусский президент направляет на удержание власти. Любые реформы могут вызвать снижение рейтинга  президента, создают угрозу сохранению его власти, что заставляет белорусского президента уклоняться от реальной программы структурных изменений в   белорусской экономике. 12 мая А. Лукашенко заявил, что «реформы подбрасываются из-за рубежа» и ведут к «разрушению» существующего экономического потенциала  республики.

Наличие в экономике республики обширного государственного сектора, зависимого от дотаций со стороны государства, обеспечивает устойчивость и сохранность авторитарного строя А. Лукашенко. А. Лукашенко неоднократно заявлял, что реальной приватизации не будет, ссылаясь, что промышленные активы  «принадлежат народу». Апелляция к народу призвана скрыть тот факт, что распоряжается белорусским промышленным и аграрным потенциалом исключительно президент А. Лукашенко и белорусские олигархи.

Высшая белорусская номенклатура, по традиции возглавляемая премьер-министром М. Мясниковичем, также не заинтересована в реальных экономических реформах, так как в условиях существования так называемой белорусской экономической модели, номенклатура имеет возможность использовать российские энергетические субсидии и дотации, а также открытый российский рынок для создания многочисленных коррупционных схем личного обогащения. В условиях реальной рыночной экономики и приватизированных промышленных активов номенклатура лишается своего привилегированного положения и безответственного доступа к финансовым ресурсам.

Появившаяся в последние годы белорусская олигархия носит коррумпированный характер и целиком обязана своему существованию и положению белорусскому президенту. Основа финансового благосостояния белорусской олигархии - перепродажа субсидированных российских энергоносителей, цены на которые, в случае успеха реформ, в короткий срок сравняются с мировыми ценами. 

Директора белорусских предприятий находятся в стадии частичной готовности к захвату предприятий, которыми они управляют и частично уже владеют. Они выступают за номенклатурную приватизацию, так как реально получить доступ к промышленным активам через конкурсы и аукционы директорский корпус не может из-за отсутствия достаточных финансовых ресурсов. Приватизация белорусских активов зарубежными инвесторами, прежде всего российскими, отрезает директоров белорусских предприятий от собственной, как им сейчас кажется, «собственности». Кроме того, директорский корпус чувствует себя вполне уютно в условиях  белорусской экономической модели. Белорусские предприятия имеют доступ к российским субсидированным энергоносителям – нефти по внутрироссийским ценам и дешевому природному газу, российским технологиям, получаемым в рамках союзных программ Союзного Государства России и Беларуси, российскому рынку и могут не опасаться конкуренции от российских и иных корпораций на собственном белорусском рынке.

Силовые ведомства, которые в условиях авторитарного режима приобрели невиданные возможности и политическое влияние (реальный лидер силовиков – сын президента Виктор Лукашенко), не заинтересованы в реальных структурных экономических реформах, так как они могут подорвать основу власти А. Лукашенко.  Обеспечение силовых структур и личное благосостояние сотрудников целиком связано с режимом личной власти белорусского президента. В рамках  белорусской экономической модели силовые ведомства имеют возможность реально контролировать отдельные сектора белорусской экономики и экономической инфраструктуры (банковский сектор, таможня и т.д.), что делает их непосредственно заинтересованными в сохранении экономического статус –кво.

Сельская колхозно-совхозная «аристократия» (руководство совхозов и иных аграрных производственных структур, производители сельскохозяйственной техники, аграрная инфраструктура) является электоральным оплотом А. Лукашенко и одновременно ярым противником любых изменений в сложившейся  социально-экономическом и политическом укладе республики. Аграрный сектор Белоруссии всегда был главным получателем государственных субсидий,  пользуется финансовыми, банковскими, налоговыми, таможенными, энергетическими и иными многочисленными льготами и субсидиями. Концентрация аграрного производства по преимуществу в крупные, контролируемые и субсидируемые государством, производственные структуры предоставляет в распоряжение «аграрной аристократии» огромные финансовые и иные ресурсы, обеспечивает влияние на власть. С постепенной и неуклонной деиндустриализацией Республики Беларусь, которая идет естественным путем - техническая база и промышленные технологии устаревают и амортизируются, власти усиливают поддержку аграрному сектору белорусской экономики, рассчитывая на рост экспорта белорусских продуктов питания на российский рынок. «Аграрная аристократия» заинтересована в сохранении своих ресурсных и сословных привилегий и не видит необходимости в глубоких структурных экономических реформах.

Население республики приучено к относительной социально-экономической стабильности, постоянному среднему по восточно-европейским стандартам уровню жизни. Белорусская государственная пропаганда приучила белорусского обывателя к мысли, что на постсоветском пространстве белорусская экономическая модель  является самой эффективной. За годы нахождения республики в составе Советского Союза население привыкло к масштабной неограниченной и безусловной   поддержке со стороны России. Иждивенческие настроения в отношении российско-белорусской интеграции стали неотъемлемой частью политического менталитета белорусской нации.

Поведение населения республики во время экономического кризиса 2011 года продемонстрировало, что широкие народные массы не приемлют каких-либо реформ,  способных резко снизить их жизненный уровень. Кроме того, видимо, упущено время для реальных реформ. Белорусский народ, привыкший считать, что период  тяжелых реформ, кризиса и снижения жизненного уровня населения, которые народы государств постсоветского пространства пережили в 90-е годы ХХ века, их миновал и никогда не вернется. Возвращаться в кризис, когда соседние государства – Россия, Польша, Прибалтика, в какой-то степени и Украина давно решили свои проблемы с наследием социализма в экономике и активно развиваются, повышая стандарты жизни, нанесло бы белорусскому народу неподъемную психологическую и  политическую травму. Привыкнув считать свое государство и сложившийся в нем экономический уклад очевидным успехом, население республики возложит ответственность за неизбежные экономические проблемы, связанные со структурными экономическими реформами на президента республики. Власти понимают степень угрозы для пожизненного президентства А. Лукашенко.

Тяжелый экономический кризис совпал с резким осложнением политической ситуации в республике. Оба тренда практически совпали, сплелись и в настоящее время подстегивают друг друга.

Политический кризис

Внутренний политический кризис в Беларуси начался 19 декабря 2010 года и целиком связан с последствиями очередных президентских выборов. Кризис  проявился в физическом устранении традиционной белорусской оппозиции с политической арены, изоляции белорусского президента на внутренней и внешней арене,  угрозе политической дестабилизации в результате террористических актов и проявлении на политической арене нового быстро набирающего силу игрока – несистемного Народного Сопротивления.

В результате закончившихся в конце мая судебных процессов, основные лидеры белорусской оппозиции, включая бывших кандидатов в президенты Республики Беларусь, получили различные судебные сроки. Основные политические оппоненты А. Лукашенко подверглись тюремному заключению до 5 - 6 лет.

В ходе визита белорусского президента в Казахстан, А. Лукашенко заявил, что он рассматривает вопрос об освобождении политических заключенных, ориентируясь в данном случае исключительно на реакцию Запада в плане финансовой поддержки Минска. Стоит отметить, что белорусский президент не в первый раз использует  политических заключенных в качестве предмета торга с Западом. С 2006 по 2008 год в таком статусе оказался А. Козулин – экс-кандидат в президенты выборов  2006 года. А. Козулин был выпущен из тюрьмы в момент начала российско-грузинской войны 2008 года и его освобождение открыло республике возможность получения  кредита Международного валютного фонда в 3,5 млрд. долларов США.

Традиционная политическая оппозиция находится в тяжелом системном кризисе. Ее стратегии оказались неприменимы для борьбы с авторитарным режимом. В идейном плане оппозиция не представила каких-либо привлекательных для населения идей и концепций. Ориентация белорусской оппозиции исключительно на поддержку со стороны Запада, финансирование оппонентов режима из фондов Евросоюза и США через партнёрство с Литвой и Польшей позволили А. Лукашенко объявить оппозицию «пятой колонной».

Оппозиция организационно разгромлена. Ее актив подвергся репрессиям в декабре 2010 – январе 2011 года. Резко увеличилась эмиграция из страны по политическим причинам. В белорусском населении, где протестные настроения в результате тяжелого экономического кризиса быстро нарастают, белорусская оппозиция авторитетом не пользуется. Со своей стороны лидеры оппозиции очень далеки от белорусского народа, в среде населения работать не умеют и не стремятся, посвящая себя презентациям перед спонсорами. 

Белорусская оппозиция находится под полным контролем властей, в ее среде огромное количество агентуры Комитета государственной безопасности Республики Беларусь (КГБ РБ).

В условиях экономического и политического кризиса 2011 года, влияние оппозиции и далее будет падать. Оппозиция постепенно маргинализируется и превращается в сообщество диссидентов, что в перспективе может обернуться для властей серьезной проблемой. Дело в том, что легальное существование оппозиции обеспечивает властям республики легитимность на очередных выборах и признание мирового сообщества.

Народное Сопротивление является традиционным политическим фактором смены авторитарных режимов. Народное Сопротивление, как правило, проявляется в канун свержения диктатуры, характеризуется подчеркнутой отстраненностью от традиционной оппозиции, огромным многообразием форм противостояния с властями,  широким использованием современных средств связи для самоорганизации.

Если сравнивать революции в странах арабского мира с политической ситуацией в Республике Беларусь, то можно обнаружить массу сходных признаков в поведении широких народных масс. Опыт народных выступлений в Тунисе и Египте продемонстрировал, что на первом этапе выступлений против властей силы  Народного Сопротивления обходятся без непосредственного политического руководства. Широко были распространены во многом уникальные формы народной самоорганизации, использовался twitter для связи.

В Белоруссии Народное сопротивление началось с событий 19 декабря 2010 г. В числе собравшегося на площади Минска народа только примерно 10%    составляли активисты оппозиционных партий. Остальные участники митинга и последовавших за ним беспорядков были простые граждане, которые пришли на площадь не ради второго раунда предвыборной кампании, а с намерением продекларировать свое недовольство режимом Лукашенко.

С весны 2011 года Народное Сопротивление активизировалось на почве нарастания экономических проблем и избрало своей организационной инфраструктурой  Интернет. В рамках интернет – сообществ в белорусской Сопротивлении появилась масса организационных структур, выступающих в качестве стимуляторов  проявления недовольства населения в основном социально-экономическими проблемами – удорожанием топлива на заправочных станциях, инфляцией, ростом безработицы и т.д. С мая 2011 года начались организованные выступления Народного Сопротивления на улицах и проспектах белорусской столицы. В частности, акция «Стоп – бензин» привлекла внимание всего белорусского общества.

Власти крайне обеспокоены активизацией Народного Сопротивления. Если репрессивные органы правящего режима республики вполне освоили методы  противодействия оппозиции, то методик противостоянию росту Народного Сопротивления у них нет. Пока власти способны только выявлять лидеров Интернет-сетей и подвергать их аресту, что оказывается совершенно бесполезно. Аресты только привлекают к Народному Сопротивлению новых любопытных, попутчиков и сторонников.

В течение ближайших нескольких месяцев в структурах Народного Сопротивления вполне вероятно появление новых лидеров, представляющих несомненный политический интерес. Белорусские спецслужбы лихорадочно пытаются затормозить данные процессы.

Власти понимают, что Народное Сопротивление своей формальной неорганизованностью и массовостью, возможностью буквально каждого гражданина принять в той или иной форме участие в протесте, несет им колоссальную угрозу. Отследить всех невозможно. Овладеть инициативой масс может только новая и активная оппозиция, которой пока нет. Власти вынуждены сами делать попытки сформировать какие-либо новые формы, естественно, псевдо-оппозиционной деятельности, способной привлечь внимание Народного сопротивления.

С этой целью подвергаются ревизии все более-менее сформировавшиеся номенклатурные и элитные группы влияния. С одной стороны власти пытаются поставить под свой контроль все более-менее политически потенциальные личности, способные в перспективе создать конкуренцию А. Лукашенко на политической арене. С другой стороны, ищутся лидеры, способные создать подконтрольные властям оппозиционные структуры. Само их наличие обеспечивает властям определенную легитимность.  Однако большинство элитных групп в условиях авторитарного режима носят подчеркнуто провластный характер, стараясь не навлекать на себя гнев властей. 

Основные элитные группы

В настоящее время наибольшее внимание привлекает быстро набирающая силу группа Виктора Лукашенко. Старший сын белорусского президента, являясь его советником по вопросам безопасности, к 2011 году закончил концентрацию под своим контролем всех силовых ведомств республики. Частично пол его контролем оказалась и белорусская армия. В ближайшие месяцы Виктор Лукашенко должен стать генералом.

Виктор Лукашенко насытил руководство силовых ведомств выходцами из Могилевской области, лично ему обязанными за продвижение по карьерной лестнице. Но основным кадровым резервом для В. Лукашенко стали пограничные войска республики, где в свое время он числился на службе. В настоящее время основные руководители КГБ, СБ, МВД и других структур оказались выходцами из среды белорусских пограничников.

Виктор Лукашенко причастен к разгону демонстрации на площади 19 декабря 2011 года.

Другой своей сферой внимания В. Лукашенко считается активное распределение различного рода финансовых потоков, учет «долей» участников разного рода сделок. От внимания старшего сына президента не ускользает ни один из секторов белорусской экономики, где возможен быстрый и желательно максимально большой финансовый эффект.

Виктор Лукашенко не отличается каким-либо выдающимся интеллектуальным уровнем, развитие его среднее, политического кругозора не имеет. Крайне не сдержан, привык к безнаказанности, что периодически проявляется в различного рода скандалах и происшествиях.

Одной из структурных основ группы В. Лукашенко можно считать Оперативно-информационный центр, который создан по указанию президента республики специально для выполнения специфических задач, нен всегда вписывающихся в рамки занодательства. Центр занят не только мониторингом общественно-политической ситуации в республике, но и спецоперациями как в Белоруссии, так и за рубежом.

В белорусском обществе демонизируется роль В. Лукашенко и явно преувеличивается его влияние на отца. В частности, в республике широко распространены мнения, что именно Виктор Лукашенко стоит за организацией терактов 4 июля 2008 года в центре Минска и 11 апреля 2011 г. в минском метро. Считается, что теракт 11 апреля был организован с целью отвлечь внимание белорусского населения от экономических трудностей и мобилизовать белорусское общество вокруг президента.

Безусловно, теракт действительно на определенное время затмил проблемы белорусской экономики и валютный дефицит. А. Лукашенко попытался предстать перед населением основным защитником безопасности и стабильности в республике, что ему частично удалось. Но одновременно теракт резко расколол общество, сделал  диалог между властью и оппонентами режима невозможными.

Виктор Лукашенко считает себя политическим наследником отца на посту президента республики. К этой мысли его постоянно подталкивает его ближайшее  окружение, состоящие как из выходцев из среды пограничников, так и детей представителей высшей белорусской номенклатуры. Именно этот круг лиц не скрывает своего нетерпения, желая как можно скорее получить власть в свои руки. Данная группировка получила наименование «молодых волков». В ее среде сложно найти  перспективных политических лидеров. Безоговорочным лидером считается только Виктор Лукашенко.

А. Лукашенко, верный своей тактике постоянно противопоставлять своих подчиненных друг другу, не отказывается от нее и в своей семье. В частности, он  постоянно заявляет, что его младший сын – Николай Лукашенко, родившийся от связи белорусского президента со своей любовницей Ириной Абельской, является настоящим наследником А. Лукашенко на посту президента республики. В данном случае А. Лукашенко с одной стороны намекает, что намерен находиться во главе белорусского государства еще, по меньшей мере, лет тридцать (до 85 - 88 лет). С другой стороны А. Лукашенко вносит раздор между своими сыновьями, которые уже свыклись с мыслью о создании в республике наследственного президентства по примеру Азербайджана.

Внешнеполитические взгляды В. Лукашенко остаются непрозрачными. Они никогда не выступал с официальными заявлениями, но, по отзывам, старший сын белорусского президента имеет исключительно практичный подход к внешней политике, которая, по его мнению, должна обеспечивать сохранение власти в республике в руках правящей династии. Опыта международной деятельности не имеет.

Говорить о том, что в случае неожиданного форс-мажорного обстоятельства, которое может произойти с президентом А. Лукашенко, В. Лукашенко  беспрепятственно займет его место и удержит власть в своих руках, не приходится. В. Лукашенко не пригоден для управления государством в новых и весьма сложных условиях XXI века. В случае прихода к власти он мгновенно становится игрушкой старых белорусских номенклатурных кланов.

Михаил Мясникович

К числу старейших номенклатурных кланов необходимо отнести клан М. Мясниковича. Спецификой данного клана является то, что он, несмотря на пестрый состав, всегда «базировался» в Минске. Это единственный белорусский региональный клан, который всегда выступал в роли номенклатурной подпитки для очередного  провинциального номенклатурного правящего клана, получившего доступ к власти.

А. Лукашенко, придя к власти, интуитивно ощущал опасность от старой, еще по сути советской номенклатуры. Он постарался максимально быстро  ликвидировать влияние региональных кланов и создать свой, перетаскивая из Могилевской области своих земляков. Однако создать полноценный могилевский клан А. Лукашенко по ряду объективных и субъективных причин не удалось. Люди, пришедшие с А. Лукашенко во власть, в большинстве случаях оказались не готовы к  полноценной деятельности на государственных постах. Большая часть прежних высших номенклатурных работников, включая М. Мясниковича, несмотря на то, что многие из них активно боролись против кандидата в президенты А. Лукашенко, были инкорпорированы в структуры президентской власти. М. Мясникович принимал активное участие в разоблачении будущего первого президента республики, но, как оказалось, был все-таки востребован новой властью.

Клан М. Мясниковича интересен еще тем, что когда одна его часть верно служит А. Лукашенко, то другая часть позиционирует себя ярыми противниками  действующего политического режима. В этом плане можно вспомнить судьбу бывшего министра внешней торговли М. Маринича, который после выдвижения себя на пост президента РБ на выборах 2001 года, оказался в тюрьме.

М. Мясникович является старейшим высшим чиновником в руководстве Республики Беларусь. При президенте А. Лукашенко М. Мясникович поменял несколько высших должностей. Он более шести лет возглавлял Администрацию президента Республики Беларусь, но последние годы пребывал на малозначимой в номенклатурной иерархии  должности руководителя Национальной Академии Наук – структуры, постепенное разрушение которой он и не пытался останавливать.

Премьер-министр Белоруссии обладает вторым или третьим после семьи А. Лукашенко состоянием в стране, которое не легализировано, то есть зависит от воли и произвола А. Лукашенко. 

Назначив после декабрьских выборов М. Мясниковича на пост главы правительства, А. Лукашенко учитывал то, что по традиции М. Мясникович считается человеком, обладающим широкими связями в Москве. Основываясь на том, что уже в январе 2011 года в республике ощущалось дыхание надвигающегося финансового кризиса, на М. Мясниковича возлагались надежды, что он решит основные экономические проблемы, получив поддержку в России. Однако новый премьер-министр фактически уклонился от выполнения поставленной задачи, сконцентрировав свое внимание в основном на восстановлении позиций своих людей в высшем руководстве республики, пытаясь контролировать, прежде всего, финансовые потоки.

В частности, М. Мясникович вернул к власти Натальи Петкевич, которая после 19 августа 2010 года была вынуждена покинуть пост заместителя Главы  Администрации президента Республики Беларусь.

Учитывая, что М. Мясникович пришел на пост премьер-министра исключительно с целью укрепления своих финансовых позиций, столкновение его с Виктором Лукашенко и Владимиром Макеем – главой Администрации президента РБ, неизбежно.

Безусловно, в условиях вероятного начала приватизации, М. Мясникович использует свою должность для увеличения своего состояния. В настоящее время принято считать, что основные активы М. Мясниковича связаны с инфраструктурными проектами, включая мобильную связь, банковским делом и транзитом нефти и нефтепродуктов. Нефтехимия и транзит российских энергоносителей является основной «финансовой базой» для появления белорусских олигархов, одним из которых и является М. Мясникович.

М. Мясникович не лишен политических амбиций. Опытный, хитрый аппаратчик, склонный в решительный момент изменить своему патрону (в 1994 году М. Мясникович фактически предал своего начальника – премьер – министра В. Кебича – кандидата в президенты и перешел на сторону А. Лукашенко), М. Мясникович славится тем, что умеет тщательно скрывать свои политические взгляды и интересы. Однако М. Мясникович не является политиком первого ряда. Он вряд ли способен бороться за  пост первого лица государства и скорее был бы рад, если бы его просто назначили на эту должность.

А. Лукашенко, прекрасно зная и понимая особенности своего премьер - министра, всегда старался держать его под неусыпным контролем, одновременно используя  его административные таланты и способности.

Не исключено, что назначая М. Мясниковича на пост премьер-министра, А. Лукашенко хотел дать знак российскому руководству о готовности белорусского президента выполнить декабрьские договоренности с президентом РФ Д. Медведевым о полноценном участии республики в Таможенном Союзе и Едином экономическом пространстве.

Однако, вступление Беларуси в Таможенный союз и Единое экономическое пространство не вызывало единодушной поддержки в белорусском политическом классе.   Состоявшийся финансовый кризис со всей очевидностью продемонстрировал, что Таможенный Союз не является панацеей от сложных политических и экономических проблем, что стоят перед Республикой Беларусь.

Ажиотажный завоз в республику автомобилей с европейского рынка подержанных автомобилей, сопровождавшийся скупкой валюты, продемонстрировал, что включение республики в новые интеграционные проекты в рамках ЕврАзЭс могут привести к серьезным экономическим проблемам для республики.

Отсутствие единодушной поддержки у белорусского общества очередного этапа интеграции на постсоветском пространстве отражает проевропейскую   ориентацию солидной части белорусского населения и подавляющей части истэблишмента.

Ориентация на Евросоюз в среде высшей белорусской номенклатуры считается признаком ума и хорошего тона, что в условиях безальтернативной   экономической зависимости республики от России является признаком своеобразного «инакомыслия». Необходимо учесть, что белорусская традиционная оппозиция  связывает будущее Беларуси исключительно с Европейским Союзом.

«Прозападная группа»

В этих условиях наличие в белорусском руководстве так называемой «прозападной группы» является закономерным этапом развития белорусского политического класса. Принято считать, что лидером данной группы является Глава Администрации президента РБ Владимир Макей. Вокруг него сгруппировалась своеобразная команда из высших должностных лиц республики, которых объединяет жесткое неприятие «восточного вектора» и ориентация на Запад. К их числу относится и  министр иностранных дел РБ С. Мартынов. Однако восприятие Запада у данных представителей белорусского истэблишмента весьма своеобразное и избирательное.  Они не принимают европейские ценности или основы европейской демократии, как необходимые факторы для дальнейшего поступательного развития белорусского  государства. Главная задача «прозападной группы» состоит в инкорпорации в западный мир действующего режима А. Лукашенко при минимальных декоративных  демократических преобразованиях, призванных снять с А. Лукашенко клеймо «последнего диктатора Европы». 

«Прозападная группа» является вдохновителем процессов диалога между Западом и Минском. Именно она стимулировала расширение контактов между Минском и Брюсселем в период президентской предвыборной кампании 2010 г. Своеобразной вершиной европейско-белорусского диалога стал визит министров иностранных дел  Германии и Польши в Минск в ноябре 2010 г.

«Прозападная группа» является традиционным организатором вполне традиционных политических кампаний, призванных с одной стороны убедить российское руководство, что Белоруссия под руководством А. Лукашенко, разочаровавшись в нежелании Москвы расширять субсидирование белорусской экономики, готова «уйти на Запад». С другой стороны, «прозападная группа» в моменты, когда давление со стороны России усиливается, привлекает внимание Запада к «угрозе  белорусскому суверенитету» со стороны России.

«Прозападная группа» имеет своего лидера – Владимира Макея, который представляет из себя опытного администратора и умелого внутрисистемного игрока.  Однако представить В. Макея в роли политического лидера трудно. Он малоизвестен в белорусском обществе, публично выступает не более двух-трех раз в году. В случае форс-мажорных обстоятельств В. Макей вполне способен быть временной политической фигурой на вершине власти республики, но трудно представить, что он может выиграть открытую и честную избирательную кампанию.

Белорусский президент, неоднократно клявшийся в верности российско-белорусскому союзу, тем не менее, не удаляет «прозападную группу от власти», искусно используя ее как против Москвы, так и против Брюсселя. Кроме того, А. Лукашенко может ей воспользоваться в качестве «закрытого» канала связи с  Западом. 

После 19 декабря 2010 А. Лукашенко раскрутил антизападную и антиевропейскую пропагандистскую кампанию, обвинив Берлин и Варшаву в заговоре против его власти. В этот момент В. Макей едва удержался на своем посту. А. Лукашенко частично сохранил группу, рассчитывая использовать ее в качестве коммуникатора  в негласном и неконтактном торге вокруг судьбы политических заключенных.

Спецификой «прозападной группы» является ее исключительно номенклатурный властный характер. Ресурс группы –доступ к президенту республики, чем она эффективно пользуется.

В тоже время, во второй половине первого десятилетия XXI века в республике появились собственные национальные представители высшей прослойки бизнес – класса, имеющие крупные финансовые ресурсы – белорусские олигархи.

Олигархи

А. Лукашенко в свое время провозгласил строительство в республике «социального государства», которое должно было сохранить минимальное социальное расслоение в обществе, что, естественно, не удалось. Белорусские олигархи являются закономерным этапом развития белорусского авторитарного режима и  символизируют трансформацию «белорусской экономической модели». Однако в реальности именно белорусская экономическая модель и предоставило возможность для появления белорусских олигархов.

Первые олигархи возникли в сфере торговли оружием на внешнем рынке еще до прихода А. Лукашенко к власти. Сделки по реализации запасов военной техники, оставшихся от советской армии позволили появиться первым белорусским миллиардерам (В. Пефтиев).

Однако в основном белорусские олигархи - продукт посреднического бизнеса по реализации российских энергоносителей на европейских рынках. В результате функционирования сложных посреднических операций на каждой ее ступени происходило оседание определённых и заранее согласованных отчислений, которые и составили баснословные по масштабам республики состояния.

А. Лукашенко, являясь, по сути, первым белорусским олигархом, первые крупные деньги заработал на контрабанде из третьих стран на российский рынок в период с 1995 по 1999 год. Создание российско-белорусской таможенной зоны позволило коммерческим структурам под контролем Управления делами президента наладить поставки контрабанды по белорусской территории.

Основные деньги А. Лукашенко и его семья зарабатывали, получая маржу от перепродажи российского газа на внутреннем рынке (деньги поступают в президентский фонд, закрытый для контроля общественности) и от деятельности «белорусского нефтяного офшора». «Белорусский нефтяной офшор» с середины 90-х годов являлся основным источником обогащения белорусской элиты. Получая из России нефть по внутрироссийским ценам, белорусская нефтехимия производила из нее нефтепродукты и продавала их на рынке ЕС по мировым ценам. Нередко белорусская сторона не утруждала себя переработкой сырой нефти и занималась реэкспортом  российской нефти в Литву и Польшу. «Белорусский нефтяной офшор» по различным оценкам позволял получать прибыль от 4 до 8 млрд. долларов в год, что с одной стороны обеспечивало социально-экономическую стабильность в республике, с другой стороны предоставляло в руки семьи А. Лукашенко (президент и его сыновья) баснословные финансовые ресурсы.

Однако при проведении многочисленных и часто незаконных сделок белорусскому руководству приходилось «делиться» с многочисленными посредниками, которые  становились партнерами «семьи». Именно из этой прослойки сформировались владельцы крупных состояний.

В настоящее время практически все более-менее прибыльные производства в республике давно нелегально приватизированы и их владельцы только ждут возможности их легализовать. Пока основной защитник скрытой приватизации – белорусский президент. А. Лукашенко, гарантируя номенклатуре получение доходов от формально государственных предприятий, решительно выступает против реальной приватизации.

Скрытая приватизация оказывается самым серьезным препятствием для решительных структурных реформ в экономике республики. Реформы, включающие приватизацию, обещают белорусским олигархам потерю их состояний.

Являясь держателями фактически криминальных капиталов, белорусские олигархи не являются политически значимыми фигурами. Их выживание и сохранность  состояний целиком зависит от А. Лукашенко. Белорусские олигархи демонстративно не занимаются политикой, стараются держаться в «тени». Как правило, их семьи проживают в странах ЕС и они сами при первой возможности пытаются вывезти из страны накопленные финансовые ресурсы.

Состав белорусских олигархов весьма разнообразен. Помимо бизнесменов (В. Лагвинец, С. Литвин, С. Костюченко, А. Ваганов, Ю. Чиж ), а также  представителей директорского корпуса (А. Ляхов, П. Петух, в их среде модно найти и видных чиновников - представителей высшей номенклатуры (В. Долголев, В.Савченко, И. Титенков, А. Тозик, Н. Домашкевич, Л. Козик, А. Шпилевский, М. Боровой), включая таких лиц, как бывший премьер-министр С. Сидорский и нынешний глава Национального Банка РБ П. Прокопович.

А. Лукашенко, выступая в роли главы белорусского олигархического клана и постоянно провоцируя кризисы в отношениях с Россией по вопросам поставки в республику дешевых энергоносителей, постоянно утверждает, что действует в интересах белорусского народа. На самом деле белорусский президент выступает в роли снабженца большой группы белорусских олигархов, зарабатывающих сотни миллионов долларов на российских энергоносителях и на российском рынке.

В результате экономического кризиса 2011 года влияние в олигархической среде А. Лукашенко стало быстро падать. Белорусский президент оказался не способным  выполнить свои главные функции, востребованные держателями крупных состояний – обеспечить функционирование белорусской экономической модели и гарантировать сохранность накопленных богатств.

Номенклатура

Высшее чиновничество в рамках авторитарного режима А. Лукашенко приобрело первостепенное значение. В условиях кризиса и естественного падения влияния А. Лукашенко, именно номенклатура выдвигается на первый план. В ее недрах уже начался неспешный процесс поиска адекватной замены первому белорусскому президенту. Новый лидер государства должен унаследовать тесные экономические связи с Москвой, обеспечить неприкосновенность привилегий и состояний белорусских олигархов, и, что главное, власть в руках нынешнего истэблишмента.

Новый президент должен легализовать скрытую приватизацию, обеспечить поставку в республику дешевых российских энергоносителей и сохранить доступ на российский рынок, а также разблокировать отношения с Западом.

Появление на белорусском политическом Олимпе нового политического лица может отодвинуть структурные экономические реформы еще на десяток лет, что и является главной задачей основной части белорусского политического класса.

Проблематика: Постсоветское пространство.

29.12.2011 обсуждение послать ссылку Андрей Суздальцев
© 2007-2008