Клуб мировой политической экономики

»

Публикации

Трансформация роли национального государства в экономике США

В США, проблематика соотношения рыночных сил и государственного регулирования, неизменно вызывала и продолжает вызывать значительные коллизии, вкупе с разноречивыми оценками.

Актуальность проблематики

На пороге нового десятилетия, в условиях нестабильной мировой экономической конъюнктуры, оптимальная степень воздействия национального государства на экономику прослыла пунктом приоритетной важности международной повестки дня. В рамках наличествующей понижательной фазы длинного цикла, экономисты, политические руководители и в целом, общественность большинства стран мира, начали уделять особое внимание  высокой  степени дисбалансированности экономических процессов и как следствие, нарастающей потребности в осуществлении активной макроэкономической политики.

Вместе с тем, по состоянию на сегодня, вопрос степени вмешательства государства в экономику оказался, весьма актуален не только для стран, сравнительно недавно вышедших на вектор капиталистического развития, но и для стран со зрелой рыночной экономикой и, уже сформировавшейся системой государственного регулирования.

В этом смысле, американское государство не является исключением. В США, проблематика соотношения рыночных сил и государственного регулирования, неизменно вызывала и продолжает вызывать значительные коллизии, вкупе с разноречивыми оценками. Действительно, на сегодня, американская общественность уделяет серьезное внимание степени интенсивности осуществления макроэкономических мер, поскольку последние, во многом предопределяют структурные сдвиги в национальном хозяйстве и степень эффективности американской экономической модели.

Позитивный анализ

В данной главе, мы намереваемся отметить наиболее важные характеристики наличествующей в рамках современности, трансформации воздействия американского государства на национальную экономику.

Предлагаем сконцентрировать внимание на трех наиболее важных мерах государства, в рамках увеличившегося вмешательства последнего, в экономику США:

  • Мера 1 - американское политическое руководство, значительно увеличивает государственные расходы. Подтверждением последнему, выступает проект бюджета США на 2011-ый финансовый год: общие расходы американского правительства составят 3,8 трлн. долларов[i] или в процентном отношении планируемых расходов к планируемому ВВП - 25,1% (в 2007-ом году государственные расходы составили всего 2,78 трлн. долларов или 20,1% от ВВП соответствующего года)
  • Мера 2 - увеличивается роль американского государства в социальной сфере. Это проявляется в постоянном увеличении государственных расходов на социальные статьи бюджета (SocialSecurity)[ii]. В частности, в вышеупомянутом новом проекте бюджета на 2011-ый год, запланировано 8-ми процентное увеличение расходов (относительно бюджета 2010-ого года) по социальным статьям.
  • Мера 3 - в течение последних 2-3 лет, американское правительство развернуло операцию по выкупу значительных долей акционерного капитала небольшого количества крупных фирм осуществляющих финансовые операции (Citigroup, AIG и другие). Стоит отметить, что государственное вмешательство, в течение этих лет, коснулось, лишь финансового сектора, являясь практически минимизированным в отношении реального.

Главным выводом вышеозначенному, выступает постулат о текущем изменении уровня вмешательства американского государства в национальную экономику в сторону его повышения.

Нормативный анализ

Предлагаем наше нормативное видение трех мер американского государства означенных выше.

Обратимся, вначале к увеличению общего уровня государственных расходов. С тем чтобы  более глубоко рассмотреть сущность процесса, отметим главную причину его материализации: на наш взгляд, данный процесс носит временный, конъюнктурный характер, выступая следствием наступления понижательной фазы экономического цикла и нестабильной мировой экономической конъюнктуры. 

Перейдем к нормативному видению данного процесса: нам представляется, что динамика уровня государственных расходов должна понижаться и тому есть весьма объективные макроэкономические основания. К настоящему моменту, американской экономикой была пройдена т.н. «низшая точка» кризиса, и уже, по итогам последнего квартала 2009-ого года наблюдался выход динамики уровня ВВП США на траекторию незначительного роста. Вместе с тем, в последние месяцы, началось незначительное снижение уровня безработицы, в то время как, уровень, намного более опасного для экономики показателя – инфляции, сдерживается в приемлемых границах способных обеспечить экономический рост.

Обозначим, наш главный вывод в отношении нормативного анализа уровня государственных расходов: американская экономика оздоравливается и вскоре, ей не будут нужны такие массированные вливания средств государства. Вместе с тем, необходимо, уже сейчас начать процесс незначительного сокращения государственных расходов.

Перейдем к усилению роли государства в социальной сфере (увеличению государственных расходов на социальные статьи бюджета). Обозначим причину данного  процесса: нам представляется, что растущую роль государства в социальной сфере следует квалифицировать, в качестве следствия, не наступления соответствующей фазы экономического  цикла или глобальной нестабильности, а естественноисторического процесса увеличения уровня социальной ответственности американского государства. 

Обозначим наше нормативное видение этого процесса: нам представляется, что государство должно осуществлять умеренную политику в социальной сфере, не доводя свое воздействие до чрезмерного и неэффективного. Вместе с тем, представители государственных институтов должны учитывать тот факт, что злоупотреблять перераспределительной функцией государства нельзя: как правило, при уменьшении разрыва в доходах (т.е. увеличении справедливости в распределении доходов) страдает уровень макроэкономической эффективности страны.

Обозначим, наш главный вывод в отношении нормативного анализа степени влияния государства на социальную сферу: американскому государству необходимо выработать сбалансированную схему вмешательства в социальную сферу, учитывающую коллизию между макроэкономической эффективностью и социальной справедливостью.

Перейдем к росту вмешательства государства в финансовый сектор (выкупу американским правительством акций финансовых корпораций). Отметим причину данного явления: на наш взгляд, увеличение уровня воздействия американского правительства на финансовый сектор (как и увеличение общего уровня государственных расходов), носит временный, конъюнктурный характер и связано с наступлением понижательной фазы экономического цикла и нестабильной мировой экономической конъюнктурой.

Обозначим наше нормативное видение данного процесса. Выше мы проиллюстрировали, что американская экономика постепенно оздаравливается: следует отметить, что данная тенденция относится и к финансовому сектору американской экономики, в частности[iii]. Исходя из этого, нам представляется, что динамика вмешательства государства в финансовый сектор экономики должна постепенно выйти на траекторию понижения. Вместе с тем, мы полагаем, что активная продажа акций финансовых корпораций в частные руки должна начаться, уже в ближайшие месяцы. Стоит подчеркнуть, что как правило, частный сектор более эффективен в осуществлении банковских и иных финансовых операций по сравнению с государством, то есть слишком долгое пребывание акций финансовых корпораций у государства может сказаться на степени эффективности деятельности этих фирм. Похоже, представители нынешней исполнительной власти США, прекрасно это понимают и переходят от риторики к действиям: по сообщениям влиятельной американской газеты  «The Wall Street Journal», к настоящему моменту, министерство финансов США ведет активные переговоры о возврате в частные руки 34% акций финансового гиганта Citigroup[iv].

Обозначим наш главный вывод в отношении нормативного анализа государственного влияния на финансовый сектор: учитывая низкую степень эффективности государства в осуществлении финансовых операций, необходимо начать постепенную передачу акций финансовых корпораций в руки частного сектора.

Прогноз

Академическая литература изобилует материалами, посвященными степени эффективности нынешней исполнительной власти США и ее роли в дальнейшем развитии американской социально-экономической системы. Все материалы, абстрактно, можно разделить на две основные группы: с крайне позитивным сценарием развития и крайне негативным. Вначале, остановимся на последнем.

Некоторые изводящие бумагу российские «экономисты-фантасты»[v], в наиболее радикально негативных сценариях развития США, полагают, что приход Б.Обамы к власти, знаменует грубое и неправильное управление экономикой и приведет к скорейшему распаду США как государства (в течение 2010-ого года). Нам представляется, что подобного рода футурологические поползновения «могильщиков американской демократии» являются, несомненно, скользим путем анализа: к примеру, если озвучить эти идеи в сколько-нибудь образованном круге американских экономистов, то в лучшем случае, их сочтут, уж очень странной выдумкой, а автора дремучим и скорее всего, невменяемым аналитиком. Ведь некорректно, основываясь на «великодержавном хамстве», предрекать распад наиболее перспективной (с точки зрения научно-технического потенциала и по многим другим критериям) экономики мира. Вместе с тем, следует признать, что экономические результаты правления Б.Обамы, постепенно становятся ощутимыми, как следствие, некорректно квалифицировать  современное руководство США, в качестве абсолютно неэффективного. В целом, подобного рода идеи необходимо квалифицировать, как совершенно явственный и необоснованный антиамериканизм, незаслуживающий никакого пиетета.

Вместе с тем, наличествует диаметрально противоположный по восприятию американской действительности, сценарий - крайне позитивный. Некоторые эксперты различных СМИ, полагают, что администрация Б.Обамы крайне эффективно и безошибочно воздействует на экономику США, также отмечая, что все дисбалансы последней, уже, преодолены и страну ждет «безоблачное» долгосрочное развитие. Бесспорно, вышеозначенная точка зрения неправдива, ведь сохраняются очень острые макроэкономические проблемы, в то время как, признать безошибочным правление Б.Обамы, нам сложно.

Наиболее вероятный сценарий развития экономики США, нам представляется, сдержанно позитивным. Как мы уже отмечали, американская экономика постепенно выходит из кризиса, и государство достаточно эффективно справляется со стимулированием роста ВВП, параллельно сдерживая инфляцию и безработицу на здоровом уровне. Но наблюдаются серьезные проблемы с бюджетным дефицитом и как следствие, с государственным долгом, оказывающим серьезное ограничение на макроэкономическую политику. На наш взгляд, примерно к концу 2012-ого года, экономика США, полностью выйдет на траекторию устойчивого роста. Но что произойдет с ролью государства в экономике?

Нам представляется, что после завершения текущего кризиса и наступления предстоящей повышательной фазы экономического цикла (примерно, конец 2012-ого года) роль государства в экономике США будет минимизирована: общие государственные расходы значительно понизятся, в то время как, акции финансовых корпораций будут возвращены в руки представителей частного сектора.

В социальной сфере, на наш взгляд, будет прослеживаться тенденция интенсификации социальной политики государства, через увеличение государственных расходов на социальные программы. Наш прогноз: по вектору роли государства в социальной сфере, американская социально-экономическая система будет, постепенно сближаться с континентально-европейской социально-ориентированной моделью.

Системное влияние на вышеозначенное, окажет принятие реформы здравоохранения (предложенной президентом США Б.Обамой), вопрос которой как никогда, расколол американское общество. Бесспорно, в традиционно капиталистической Америке «продавить» такой законопроект непросто, но нам представляется, что вопрос принятия реформы это вопрос времени. К примеру, гипотеза принятия Закона «О социальном обеспечении» («Social Security Act») 1935-ого года, в свое время, рассматривалась, в качестве фантастической выдумки, но так или иначе, данный закон возымел место. Конечно, «Social Security Act», принимался в совершенно иных социально-экономических и исторических условиях. Но принятие этого закона, представляется нам, проявлением готовности американской нации к принятию решений диктуемых потребностями долгосрочного социально-экономического развития всей страны. Мы полагаем, что решение о принятии соответствующего закона о реформе здравоохранения, удовлетворяет этим потребностям (несмотря на, несомненно, серьезные недостатки законопроекта). Ведь с точки зрения долгосрочного развития любой страны, здоровье принципиально всей нации выступает определяющим фактором.

Мы полагаем, что реформа здравоохранения будет принята, если не в рамках первого,


[i]Источник всех данных по бюджету США: Бюджетное агентство конгресса США, электронный сайт: www.cbo.gov

[ii]Мы, намеренно, выделяем расходы государства на социальные статьи бюджета из общих государственных расходов, потому как, это имеет большое значение для идентификации роли государства в рамках социально-экономической системы.

[iii] Многие банки (JPMorgan Chase, Goldman Sachs и др.) не только сумели избавиться от большей части проблемных активов, но и вернуть долги правительству.

[iv]По данным доклада организации UNCTAD – «World Investment Report 2009», ТНБ (транснациональный банк) Citigroup сохраняет первое место в мировом рейтинге ТНБ, по критерию «Geographical Spread Index» (учитывает активы и количество занятых в компании).

[v]Статья: «Распад США миф или реальность?», автор: И. Н. Панарин, электронный сайт: www.panarin.com

[vi]Несмотря на то, что многие социологические агентства (Gallup Organization и др.) фиксируют падение популярности нынешнего президента США, нам представляется, что именно Б.Обама вновь займет пост президента США. Как мы, уже отмечали, экономические результаты правления Обамы, постепенно становятся значительными.

Проблематика: Прогноз; Экономика; Стратегия развития.

05.04.2010 обсуждение послать ссылку Инал Ардзинба
© 2007-2008