Клуб мировой политической экономики

»

Публикации

Вступление России в ВТО: анализ сквозь политическую призму

На протяжении всего периода переговоров по вступлению России в ВТО, эта изрядно затянувшаяся «эпопея», вызывала и продолжает вызывать, бурный общественный резонанс по каждому отдельному событию. Мы предлагаем вниманию наших читателей анализ студента третьего курса факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ Ардзинба Инала Батувича проблематики взаимодействия России и ВТО.

Вступление России в ВТО: анализ сквозь политическую призму

Оно окутано ореолом слухов, мифов и тайн. Оно является надеждой на светлое будущее для одних групп политических интересов и одновременно, в высшей степени, нежелательным событием для других. Его потенциальное, неоднозначное воздействие на российскую экономику, продолжает тревожить умы ведущих российских и не только, экономических исследователей. Оно является несомненным «чемпионом» по числу разноречивых оценок.

Долгое, порой и тернистое, продолжающееся до сих пор, но подходящее к своему логическому завершению - вступление России в ВТО, без сомнения, заслуживает всех, выше проиллюстрированных эпитетов.

Проблематика взаимодействия России и ВТО, является, пожалуй, одной из самых модных дискуссионных тем. Более того, на протяжении всего периода переговоров по вступлению России в ВТО, эта изрядно затянувшаяся «эпопея», вызывала и продолжает вызывать, бурный общественный резонанс по каждому отдельному событию. Так называемые «страсти по ВТО» не утихают и до сих пор, потому как Россия, пока еще, не стала членом «всемирного торгового семейства».

Политизированность процесса: ретроспективный анализ

К настоящему моменту, российские компетентные органы завершили все двусторонние переговоры с 60 заинтересованными странами-членами рабочей группы (в том числе с США, Индией, Японией, Бразилией, Китаем и др.). Вместе с тем, переговоры в различных форматах продолжаются (главным образом, в рамках будущего таможенного союза «Россия-Белоруссия-Казахстан», а также в формате «Россия-ЕС»). Очевидно, что переговорный процесс вступил в свою заключительную, на наш взгляд, всецело «политическую» фазу и ничто не может препятствовать вступлению России в ВТО, кроме как политические разногласия стран-членов ВТО и России.

Ясным и прозрачным, выступает постулат о том, что высокая степень политизированности переговорного процесса по вступлению России в ВТО, являлась и продолжает являться, основной причиной искусственного «замораживания» и «затягивания» данного процесса.

Взглянув на переговорный процесс с ретроспективной точки зрения, нельзя не заметить, что причин, по которым Россию не хотели принимать в ВТО, на всем протяжении переговорного процесса, было великое множество. В большинстве случаев, эти причины, прямо или косвенно, были связаны, именно с политикой. К примеру, обвиняя Россию в том, что она занимает второе место в мире по объему выпуска контрафактной продукции, представители некоторых стран-членов рабочей группы, прекрасно осознавали и понимали, что уже член ВТО – Китай, находится на первом месте по этому показателю, следовательно, данная причина, априори, не могла слыть предметом долговременной и мучительной дискуссии (но несмотря, ни на что, «вопрос контрафакта», все-таки стал предметом долговременных споров и коллизий, «благодаря» вышеупомянутой, высокой степени политизированности переговорного процесса) при том, что первое место Китая является, в известной степени, беспрекословным и подкрепленным цифрами, тогда как второе место России, не подкреплено официальной статистикой и, по сути, является лишь «западным предположением».

Говоря о политических аспектах процесса вступления России в ВТО, нельзя не упомянуть деструктивную роль официального Тбилиси. Напомним, Грузия выступает против, членства России в ВТО. Переговоры России с Грузией по вектору вступления (слывшие и без этого, не самыми результативными и конструктивными), в известной степени, обострились, а скорее «заморозились», после развязанной Грузией, августовской войны в Южной Осетии, по результатам которой, «в порыве гнева», МИД Грузии заявил, не только о приостановлении переговоров по ВТО, но и о разрыве дипломатических отношений с Россией. Но стоит отметить, что отсутствие дипломатических отношений с Грузией не является препятствием для вступления России в ВТО, потому как в ВТО членствуют много стран, не поддерживающих дипломатические отношения. Например, это США и Куба.

На наш взгляд, грузинская сторона, будет блокировать вступление России в ВТО до тех пор, пока Россия не откажется от предпринятых ею шагов по сближению с Южной Осетией и Абхазией, что в очередной раз доказывает, что грузинская сторона, действует с известной «оглядкой» на политическую конъюнктуру, в отношении переговорного процесса по ВТО. Мы же считаем, что желание России помогать братским народам (осетинскому и абхазскому), терпящим десятилетиями, геноцидальные подходы грузинской политики, не должно иметь связь с присоединением России к многосторонней системе регулирования международной торговли. В то время как, такая связь, к сожалению, «благодаря» сегодняшнему грузинскому руководству (под предводительством президента Грузии М.Саакашвили), имеет место.

Нельзя не отметить, что на протяжении всего периода переговоров, наиважнейшей политической целью России, выступало убеждение, именно, руководства США в том, что вступление в ВТО, необходимо России. Ведь ясно, что США оказывают влияние не только на отдельные государства, но также и на международные организации. В этой ситуации, ВТО не является исключением из общего правила. Отметим, что США никогда не были, официально против вступления России в ВТО. Но, на наш взгляд, администрация бывшего президента США Д.Буша мл., на деле, препятствовала конструктивному развитию процесса присоединения России к ВТО, используя на «официальной площадке» этой организации, в корыстных целях, такие «рыхлые» и «аморфные» государства, как, к примеру, Грузия.

По результатам, вышеупомянутой кровавой «выходки» грузинского руководства в Южной Осетии, имело место обострение не только в российско-грузинских, но также и в российско-американских отношениях, что негативно сказалось на переговорном процессе между Россией и США, по линии ВТО. В связи с этим, бывший министр торговли США Карлос Гутьеррес, официально заявил (в августе 2008 г.) о том, что «военные действия России на территории Грузии поставили под угрозу вступление РФ в ВТО», что говорит о неправильной политической интерпретации, бывшим руководством США (во главе с экс-президентом Д. Бушем мл.), процесса вступления России в ВТО. Операция российских войск в Южной Осетии, принудившая Тбилиси к миру, никакой связи с вступлением России в торговую организацию иметь не должна.

Естественно, вереницу политических авантюр направленных против вступления России в ВТО можно долго продолжать. Мы сконцентрировали внимание на наиболее вопиющих и возмутительных.

Эффективность ВТО в условиях планетарного кризиса

На наш взгляд, уровень эффективности ВТО как института, направленного на либерализацию внешней торговли на глобальном уровне, в связи с началом, структурного экономического кризиса планетарного масштаба и крупных изменений в мировой экономической конъюнктуре (которые принимают подчас «радикальный оборот») претерпел значительные изменения, в сторону его понижения. Так называемая «эпидемия экономического национализма», с которой ВТО тщетно пытается бороться в настоящее время, поднимает проблему либерализации мировой торговли, на качественно новый, более сложный уровень. В связи с глобальным экономическим кризисом в мировой торговле начинает превалировать закон-«каждый сам за себя». Данное изменение выступает вполне логичным, ведь в столь трудное для мировой экономики время, каждая отдельная страна пытается спасти именно свою национальную экономику и страны определенным образом дистанцируются от либералистических тенденций, имевших место в мировой торговле в последние времена, пытаясь защитить отечественных производителей.

Как следствие, можно констатировать, наступление отнюдь непростых времен и для ВТО, потому как, призван этот международный институт, следить за соблюдением единых правил игры на мировых рынках и бороться с протекционистскими тенденциями, посредством стимулирования либералистических.

Но, очевидно, то, что было эффективным инструментом при нормальном развитии экономики, оказалось совершенно не годным в ситуации мирового кризиса. Авторитет ВТО, как мощного, в высшей степени, эффективного международного института, регулирующего мировую торговлю, на наш взгляд, в последнее время начал падать (вспомним о Дохийском кризисе и неспособности ВТО разрешить споры о протекционизме, возникшие между развитыми и развивающимся странами)

Необходимотакже, ясно представлять себе, что альтернативы ВТО, на сегодняшний день, попросту нет. В прошлом, так или иначе, конкурентом ВТО считалась ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), но сегодня, ЮНКТАД с этой ролью (прямого конкурента ВТО), в силу объективно сложившихся обстоятельств, справляться не может.

Несмотря ни на, что, ВТО, к началу 21-ого века, сохраняет свою планетарную значимость (при всех имеющихся проблемах) и именно вышеотмеченное может служить контраргументом для многих комментаторов, уже «провожающих ВТО на тот свет» и пытающихся пересмотреть уровень важности вступления России в ВТО в условиях современного кризиса. Не стоит также, забывать о самом главном-оказываясь вне ВТО, Россия, будучи одним из самых заметных «режиссеров мирового политического театра» остается безучастной в выработке основных правил мировой торговли.

Структурная трансформация политики США по вектору вступления России в ВТО

С избранием президентом США, демократа Б. Обамы, имеющие место между Россией и США политические взаимоотношения, претерпели фундаментальную эволюцию, в сторону увеличения уровня их конструктивной составляющей. Вместе с системной «разрядкой» двусторонних отношений, изменился и диалог по такому важному вектору двустороннего взаимодействия держав, как переговорный процесс по вступлению России в ВТО.

Как подчеркивают многие дипломаты, вовлеченные в процесс переговоров со стороны России, (в частности, директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Михаил Медведков), тон администрации Барака Обамы в вопросе о вступлении России в ВТО резко изменился в положительную сторону, по сравнению с тоном прежних американских властей. С этим сложно спорить, но стоит подчеркнуть, что «судят не по словам, а по делам». Оценку, именно действиям администрации Обамы можно будет дать только после их непосредственного наступления. Вместе с тем, очевидно, что после пересмотра Вашингтоном своих подходов к размещению элементов системы противоракетной обороны в Европе (против которых выступала Россия), было бы логичным активизировать работу по способствованию вступлению России в ВТО (по крайней мере, можно было бы судить о преемственности принимаемых Обамой решений). Если администрация США примет решение катализировать процесс вступления России в ВТО, это, несомненно, станет очень серьезным вкладом в развитие двусторонних отношений.

Вступать таможенным союзом или сепаративно?

Напомним, что в июне 2009 года премьер-министр РФ Владимир Путин объявил о решении России, Белоруссии и Казахстана вступать в ВТО единым таможенным союзом (который, по-видимому, заработает с 1-ого января следующего года). Как и ожидалось, данное решение вызвало бурю негодования со стороны руководств большинства стран-членов ВТО. Представители политических элит этих стран заявляли, что решение вступать союзом сильно затормозит процесс (как оно и произошло). Затем, уже в октябре, Россия, решила отказаться от планов вступать в ВТО единым блоком и продолжила проводить переговоры с руководством и странами-членами ВТО, сепаративно. Таким образом, Россия отказалась от способа ведения переговоров, заведомо тормозящего процесс.

На наш взгляд решение по сепаративному вступлению абсолютно правильное. Во-первых, Россия, уже очень далеко продвинулась в переговорах, в то время как Белоруссия находится, по сути, на начальной стадии, что очень сильно отдаляло дату вступления блока. Во–вторых, доказывать  руководству ВТО и странам-членам, наличие общей торговой политики России, Казахстана и Белоруссии при фактическом ее отсутствии, было бы непросто. И наконец, почти двадцатилетние усилия российских дипломатов и экономистов могли, просто «кануть в Лету» и остаться напрасными, при решении вступать альянсом.

Вместе с тем, стоит отметить, что отказ России вступать в ВТО единым блоком, отнюдь не является бенефициарным решением для двух других стран-членов альянса – Казахстана и прежде всего Белоруссии (ведь вступление с Россией единым блоком, заметно приближало дату вступления в ВТО, для этих стран). Но, если Казахстан серьезно продвинулся в решении вопроса о вступлении (заметим, заручившись серьезной поддержкой ЕС), то Белоруссия испытывает определенные проблемы в процессе переговоров (переговоры, то и дело переносятся, наталкиваясь на ступор несоответствия белорусского законодательства и правовой базы ВТО). Заметим, что после вышеупоминавшегося июньского объявления Путина о вступлении альянсом, практически все белорусские чиновники объявили о том, что данное решение является рациональным и значительно усиливает переговорный потенциал. На наш взгляд, на деле, белорусское руководство попыталось прикрыть «организационное бессилие и бледную немочь» российским дипломатическим опытом.

Политика «золотой середины»

Нет сомнения, что по такому важному вектору процесса интеграции России в мировое сообщество, как присоединение к многосторонней системе регулирования международной торговли, необходимо выстраивать тонкую политику «золотой середины», которая принимала бы во внимание, далее иллюстрирующиеся три основных обстоятельства:

Во-первых, ВТО нужна России (без сомнения, вступление в ВТО-это с политической точки зрения, престижное свершение. Также членство в ВТО, сможет помочь российской экономике решить приоритетные долгосрочные экономические задачи, как то: диверсификация производства в сторону высокотехнологичных отраслей, в сторону продукции с высокой добавленной стоимостью; постепенный отказ от «примитивного» экспорта сырьевой группы товаров; создание в России «новой» экономики, то есть, передовых информационно-коммуникационных систем); во-вторых, процесс присоединения к этой международной организации уже невозможно остановить (в силу объективно сложившихся обстоятельств) и, в-третьих, присоединение к ВТО – это очень опасное свершение (многие экономические исследователи заявляют, что баланс выгод и убытков от присоединения к ВТО, может оказаться для России, отнюдь не носящим бенефициарный характер. В большинстве случаев исследователи останавливают свое внимание, на следующих, очевидных «минусах» от вступления: в след за либерализацией импорта, которая в свою очередь, выступит прямым следствием присоединения к ВТО, в Россию хлынут зарубежные товары и услуги, по намного более низким, ранее не имевших место ценам, из-за чего, отечественным производителям придется выдерживать более жесткую конкуренцию. Ясно, что не все национальные производители, а может быть и целые отрасли, не смогут этого сделать; порядка 40% доходной части бюджета РФ, из года в год, обеспечиваются таможенными сборами. Вступление России в ВТО, принесет системную либерализацию внешнеэкономических связей, что приведет к уменьшению тарифных барьеров торговли и, следовательно, к уменьшению таможенных сборов, из-за чего фискальной власти РФ, придется искать новые источники пополнения бюджета). Вот треугольник, в котором, на наш взгляд, необходимо работать. Российская политика по вектору ВТО, должна тонко балансировать между иллюстрирующимися выше обстоятельствами, принимая во внимание высокую степень важности каждого из них, и всю опасность последнего.

Вместе с тем, не стоит «рваться» в ВТО, платя любую цену за присоединение к ней, как можно скорее. Необходимо поступательно и структурировано, к вступлению готовиться, посредством: принятия по вектору вступления рациональных политических решений; модернизации национальной экономики и диверсификации экспорта, именно своими усилиями. Ведь без претворения в жизни этих задач (в особенности последних двух), у экономики, а, следовательно, и у государства, просто не будет будущего - ни с ВТО, ни без.

Прогноз

Оценивая вероятность присоединения России к ВТО, в краткосрочной перспективе (до 2011-ого года), нельзя не отметить, что в обществе, в последнее время «витают» мысли, касаемо того, что вопрос вступления, это уже вопрос месяцев, а нет лет, как раньше. Подобного рода настроения, на наш взгляд, связаны с новыми политическими методами администрации Б. Обамы по отношению к России; отказом российской стороны вступать в ВТО единым блоком с Белоруссией и Казахстаном (что, как было отмечено, заметно ускоряет переговорный процесс), а также с постоянными заявлениями высокопоставленных лиц (президента РФ Д.Медведева, президента США Б.Обамы, государственного секретаря США Х.Клинтон и других) о структурной важности и неизбежности скорейшего вступления России в ВТО. Вместе с тем, очевидно, что многие западные группы политических интересов начинают понимать, что лучше иметь Россию, вступившую в ВТО, действующую по правилам ВТО, чем какую-то другую Россию, что также является фактором приближающим дату присоединения.

На наш взгляд, можно ожидать вступления России в ВТО, в последних кварталах 2010-ого года. По крайней мере, анализируя последние тенденции, имеющие место в мировой политике, можно с высокой долей уверенности, опираясь на высокую долю вероятности, на ближайшее вступление надеется (заметим, что именно 2010-ый год был отмечен президентом РФ Медведевым, как наиболее вероятный период времени для вступления России в ВТО, в его недавней статье для журнала «The Economist»).

Мы же надеемся на то, что долгожданное присоединение к многосторонней системе, будет своевременным, солидным и достойным, а также открывающим для России новые, не только экономические, но и политико-стратегические перспективы.

Проблематика: Экономика; Стратегия развития; Прогноз; Проблематика; Большая Европа.

23.12.2009 обсуждение послать ссылку Инал Ардзинба
© 2007-2008