Клуб мировой политической экономики

»

Публикации

Образовательная сфера: необходимость введения новых дисциплин

В ситуации, когда мир стремительно меняется, а специалистов, способных это осознать и функционировать в новых условиях, катастрофически не хватает, перед просветительской сферой встают вопросы государственной важности: как и чему должна учить система высшего образования, с тем, чтобы отвечать на вызовы времени и выпускать конкурентоспособных работников? Этой теме было посвящено выступление заведующего Центром стратегических исследований геоэкономики ВНИИВС ГУ-ВШЭ, доктора экономических наук Э.Г.Кочетова на конференции «Гражданское общество и просвещение», состоявшейся в Общественной палате РФ 27 октября 2008 г. Тезисы выступления Э.Г.Кочетова с некоторыми сокращениями мы предлагаем вниманию наших читателей.

Больная проблема российского просвещения — слабая рефлексия на новейшие научные дисциплины, на огромный лаг между формированием новых научных школ, выдвижением новых стратегических задач развития и реакцией на них со стороны сферы высшего образования. Две системы — научная и образовательная — не слышат друг друга. Между ними выстроена «невидимая стена», основным каркасом которой выступают образовательные стандарты. В них зачастую «зацементировано» старое знание, и именно они делают стену между наукой и образованием практически непроницаемой. Тем самым продолжается процесс редуцирования старого знания.

В ситуации, когда мир стремительно меняется, а специалистов, способных это осознать и функционировать в новых условиях, катастрофически не хватает, перед просветительской сферой встают вопросы государственной важности: как и чему должна учить система высшего образования, с тем, чтобы отвечать на вызовы времени и выпускать конкурентоспособных работников? Почему перечень знаний, которые она дает, не поспевает за стремительными изменениями мира? Почему больше половины молодых людей выходят из вузов с багажом, не соответствующим требованиям времени, и по этой причине в первые годы работы вынуждены доучиваться? Ведь в идеале выпускники вузов обязаны опережать тех, кто варится в своей профессиональной сфере десятилетиями. А у нас наоборот — мы выпускаем специалистов с недостаточным уровнем новых знаний. В чем тут дело?

Мы до сих пор используем советскую систему образования со всеми ее плюсами и минусами. И продвинулись в образовательном процессе меньше, нежели та среда, куда приходит работать выпускник вуза. Одна из главных причин — устаревшие учебники со старой лексикой и терминологией. В государственных общеобразовательных стандартах, включающих сумму требований к преподаванию предмета и уровню знаний учащихся, отсутствуют новейшие дисциплины. Стандарты обновляются крайне медленно и неэффективно. А чтобы новые науки прижились в вузовской системе, необходимы соответствующие новые стандарты. Когда они отсутствуют, то, как бы ни была привлекательна новейшая дисциплина, у ректоров нет стимула включать ее в учебную сетку. И это не может остаться без последствий. Это грозит отставанием.

Мир кардинально изменился, и отечественная наука своевременно отреагировала на это

Мир вступил в XXI век — век исторических перемен. Россия вышла на новые горизонты осознания мира, своего места и роли в нем. Это предопределено новейшим вектором мирового развития: процесс глобализации вошел в свою развитую фазу. Он затронул все сферы деятельности человека — экономику, политику, стратегию, информацию, экологию, международное право. Для страны в целом, для каждого человека открылись новые горизонты, новые масштабы и возможности в бизнесе, политике, науке, культуре, образовании — возможности для самовыражения и самореализации.

На волне осознания современной мировой ситуации в России накоплен огромный интеллектуальный потенциал, востребованный государственными и общественными структурами, деловыми и предпринимательскими кругами, научными и образовательными организациями. Сформировалась российская школа глобалистики и геодисциплин (геоэкономики, геофинансов, геоинформатики, геологистики и др.), ее признание и разработки вышли на международный уровень.

В сфере науки заложена теоретическая и методологическая база фундаментальных исследований в области осознания глобальных трансформаций нашего мира — глобалистика. Глобалистика объемлет новейшие отрасли знания: геоэкономику, геофинансы, геоинформатику, геокультуру, геологистику, геомаркетинг и др. К исследованию геоэкономической парадигмы мирового развития мощно подключилась РАН РФ[1]. Сформировалась и получила признание в России и за рубежом российская школа геоэкономики[2]. Учреждена общественная академия наук геоэкономики и глобалистики. Опубликованы фундаментальные монографии по геоэкономике, глобалистике, гуманитарной космологии, а также словари, учебники, учебные программы. По линии ВАК проблематика геоэкономики и глобалистики нашла отражение в паспорте специальности «Мировая экономика». По широкому спектру этих проблем защищаются кандидатские и докторские диссертации. Российская научная школа глобалистики и геодисциплин широко представлена на самых престижных мировых интеллектуальных площадках (форумах), где идет обсуждение геоэкономических проблем современного мира, поиск контура новой модели глобальной экономической системы, рассматриваются истоки и последствия мирового финансового кризиса. Важность и актуальность  выстраивания национальных систем внешнеэкономических связей (ВЭС) на геоэкономической основе была отмечена на международном форуме «Запад-Восток: интеграция и развитие» (9-11 июля 2008 г., Модена, Италия), на котором была представлена российская Программа «Геоэкономика и инфраструктурные проекты». Дальнейшее развитие Программа«Геоэкономика и инфраструктурные проекты» получила на мировом общественном форуме «Диалог цивилизаций» (09–13 октября  2008 г., о. Родос, Греция), где работала специальная секция «Моденская инициатива» («Межцивилизационный диалог как платформа геоэкономического развития»), где широко обсуждалась российская геоэкономическая модель мирового обустройства.

В области государственного строительства обозначен контур геоэкономической доктрины национального возрождения и развития России. В основе доктрины — всемерное повышение качества жизни на базе встраивания в мировую глобальную систему в целях реализации геоэкономических интересов страны, перехода на геоэкономическую (производственно-инвестиционную) воспроизводственную модель, модернизации экономики на основе высоких инновационных технологий.

В области бизнеса создана концептуальная основа по формированию новейших российских структур — финансово-промышленных бизнес-группировок стратегического статуса, призванных реализовывать на практике геоэкономические интересы России, включая крупнейшие национальные проекты по преобразованию инфраструктуры страны на основе инновационных прорывов. Положено начало формирования реестра таких структур. Государство делегирует им реализацию национальных геоэкономических интересов, создает все условия для их выхода на внешнюю хозяйственную арену и мировой рынок, обеспечивает их защиту. Российский бизнес оснащается самыми передовыми высокими геоэкономическими и геофинансовыми технологиями оперирования в глобальном экономическом пространстве (геоэкономическом атласе мира) в целях доступа к формированию и распределению мирового дохода.

В сфере управления и менеджмента успешный выход российских хозяйственных структур на внешнюю экономическую арену сопряжен с освоением геомаркетинга и новых принципов стратегического управления, в основу которых должны быть положены навыки объемно-пространственного мышления. Российская школа глобалистики и геодисциплинимеет уникальные наработки в этом направлении. В этом залог успешного освоения мирового экономического пространства, создания в мировых «точках» роста российских ареалов оперирования — интернационализированных воспроизводственных ядер (циклов), занятия устойчивых ниш на глобальных рынках.

Сфера мировой политики. Глобалистика и геодисциплиныпровозгласили фундаментальные основания для выхода российской дипломатии на качественно новый уровень: создание на мировой арене условий для реализации национальных геоэкономических интересов на путях поиска более эффективных форм взаимодействия и сотрудничества. Обоснован ряд внешнеполитических инициатив — пилотных (тестовых) проектов-программ. Глобалистика и ее центральная часть — геоэкономика — открыли новую страницу во внешнеполитической деятельности страны — экономическую дипломатию. Российская школа глобалистики и геодисциплинуже широко представлена на мировой арене, ее фундаментальные положения вызывают интерес на различных мировых форумах.

В сфере национальной безопасности и геостратегии геоэкономическая парадигма развития внесла существенные коррективы в понимание нового класса вызовов, угроз и опасностей и в методы реагирования на них. Задан новый вектор: защита национальных геоэкономических интересов страны. Это находит отображение в концепции и политике национальной безопасности, формирует новые взгляды на содержание военной доктрины, проясняет роль Вооруженных Сил в новом геоэкономическом мировом раскладе как Сил быстрого геоэкономического реагирования, направленность в военном строительстве.

В издательском деле открываются широкие возможности по публикации монографий, учебников, словарей, программ, статей по новейшим отраслям научного и прикладного знания — геоэкономике, глобалистике, гуманитарной космологии. В научно-теоретических журналах «Безопасность Евразии», «Научном альманахе высоких гуманитарных технологий» и др. ведутся постоянные рубрики: «геоэкономика и глобалистика», «культура глобализации», «геокультура» и др. Эти издания остро востребованы. На повестке дня — учреждение новых журналов, выпуск научных монографий, учебников и словарей. В настоящее время сформирована концепция нового научно-теоретического журнала — альманаха «Геоэкономика и глобалистика», на страницах которого будут представлены самые передовые разработки как российских, так и зарубежных ученых, выступления государственных и общественных деятелей, политиков, бизнесменов, преподавателей ВУЗов, аспирантов, докторантов, студентов, всех, кто интересуется новейшей проблематикой по обустройству нашего мира, по выходу России на высокий уровень развития. Изданными в России монографиями, учебниками, словарями располагают 350 ведущих российских и мировых библиотек и университетов. Устойчивый интерес к российским учебникам и словарям проявляется со стороны мировых школ геоэкономики и глобалистики Китая, Италии, Германии, США, Франции, Финляндии, Чехии, Греции и др. Университеты Китая, США, Германии приглашают российских специалистов по геоэкономике для чтения лекций.

В сфере образования заметна востребованность нового знания. В этом направлении сделаны первые шаги: в ведущих академиях и университетах страны (Москва, Ярославль, Н.Новгород, Екатеринбург, Барнаул, Казань и др.) сформированы постоянно действующие методологические профессорско-студенческие семинары по проблемам глобалистики и геоэкономики. Эти дисциплины как новые отрасли знания факультативно включаются в образовательный процесс. Разработана и опубликована учебная программа «Глобалистика» (Безопасность Евразии, 2003, №3 (13), включающая учебные курсы по геоэкономике, геофинансам, инновационной геоэкономике, геоэкономической безопасности, геоэкономической промышленной политике, геоэкономической стратегии, геоэкономическому праву. В РАГС при Президенте РФ, ФА при Правительстве РФ, ГУ-ВШЭ при Правительстве РФ, МГУ им. М.В.Ломоносова, МГИМО МИД РФ, РЭА им. Г.В. Плеханова, ВАВТ при Минэкономразвития, ВАГШ ВС РФ и др. ведутся научные разработки глобальной тематики, что находит отражение в докторских и кандидатских диссертациях, научных публикациях конференциях, семинарах, круглых столах.

Российская образовательная сфера не спешит осваивать новое знание

Итак, российская научная школа глобалистики и геодисциплин создала уникальный задел для прорыва в образовательную сферу: фундаментальные научные разработки (монографии), учебники и учебные пособия, учебные программы, энциклопедические словари. Все это создано впервые в отечественной и мировой практике. Следует заметить, что учебник «Геоэкономика (освоение мирового экономического пространства)» переиздается уже третий раз (1999, 2002, 2006) и официально рекомендован в качестве учебника для ВУЗов. Однако,из-за отсутствия общеобразовательного стандарта по глобалистике и геодисциплинам специалистов такого профиля наши вузы в государственном масштабе не готовят. И это при том, что руководством страны поставлена грандиозная задача по «превращению России в одного из глобальных лидеров»[3].Четко обозначен новый, инновационный[4] этап в поступательном развитии России — выход на новую парадигму. В ее основании лежат несколько фундаментальных блоков.

  • Первое. Стратегический курс на масштабную модернизацию всего промышленно-экономического комплекса России, с выходом к 2020 году на постиндустриальную модель развития.
  • Второе. Широкоформатная интеграция России в мировую глобализирующуюся систему как одно из условий реализации намеченного стратегического курса.
  • Третье. Кардинальный поворот в воззрениях на роль и место ВЭС и внешнеэкономической политики (ВЭП) в реализации крупномасштабных задач.

Перед Россией обозначились контуры исторических вызовов, в том числе геоэкономического. Поэтому остро стоит вопрос о разработке и принятии новой национальной внешнеэкономической доктрины и стратегического арсенала ее реализации, переходе на геоэкономическую (производственно-инвестиционную) модель ВЭС.

Решить намеченные стратегические задачи можно лишь в случае, если мы включимся в реальные процессы кластерно-сетевой глобальной экономической системы; станем полноправными и влиятельными участниками геоэкономических, геофинансовых, геоинформационных процессов; четко обозначим на геоэкономическом атласе мира наши национальные геоэкономические интересы и приступим к оперированию в глобальной системе в целях их реализации. Для этого России требуются высококлассные менеджеры со стратегическим мышлением. И государство должно озаботиться подготовкой в вузах специалистов в области глобалистики и геоэкономической стратегии, обладающих навыками глобального стратегического оперирования в сферах геоэкономики, геофинансов, кластерно-сетевого планирования. Данный класс специалистов должен составить костяк формирующихся российских финансово-промышленных группировок стратегического статуса, новейших структур в кредитно-финансовой и банковской сфере России, посольств и торговых представительств России за рубежом, везде, где ощущается огромнейший дефицит специалистов в области глобалистики и экономической дипломатии.


[1] См. фундаментальную монографию РАН «Высокотехнологичный комплекс и безопасность России» (в двух частях). Научный руководитель академик РАН К.Ф.Фролов. М.: МГФ «Знание», 2003.

[2] Свой отсчет она ведет с 1975 года (см.:Эрнест Кочетов. История российской школы геоэкономики и глобалистики (начала, становление, эволюция воззрений) // Безопасность Евразии, 2008, № 2).

[3] Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-30 гг. (Приложение к Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации), с. 326.

[4] Инновации следует рассматривать в широком ключе: они затрагивают не только производственно-технологическую сферу, но и широкий спектр других общественных сфер: экономику, финансы, политику, культуру и т.д.

Проблематика: Стратегия развития; Экономика; Прогноз.

18.12.2008 обсуждение послать ссылку Эрнест Кочетов
© 2007-2008