Клуб мировой политической экономики

»

Публикации

Несостоявшаяся российско–украинская газовая война

Тимошенко проиграла так и не разгоревшуюся «газовую войну», что и было нужно России. Однако самый главный итог завершившегося на днях российско-украинского саммита заключается в том, что Киев практически вынудили согласиться с правом Москвы на озабоченности в связи с намерением украинской правящей элиты войти в НАТО. Сейчас Киеву сложно заявить, что Россию «не касаются» украинские планы вхождения в Североатлантический альянс. Об этом пишет в своей статье заместитель заведующего кафедрой мировой политики ГУ-ВШЭ А.И.Суздальцев.

Не следует начинать сражения или войну, если нет уверенности,

что при победе выиграешь больше, чем потеряешь при поражении.

Октавиан Август

Несмотря на все старания премьера Украины Ю.Тимошенко, газовая война между Россией и Украиной так и не началась. Ввиду того, что общее недовольство итогами российско–украинского саммита и в Киеве, и в Москве велико, то можно сказать, что стороны достигли сложного и неоднозначного компромисса, где не все сводится к арифметике цен и объемам поставки. Частично компромисс носит политический характер. Как мы увидим ниже, Москва и Киев не только сознательно политизировали проблему «хозяйствующих субъектов», но и активно использовали газовый «инструментарий» для решения собственных внутриполитических и международных проблем.

Позиция Украины по отношению к «Газпрому» была сформулирована Тимошенко в период с июня 2007 г. до конца января 2008 г. и выглядела следующим образом: долги за газ, поставленный в декабре 2007–январе 2008 гг., не признавать, газовых посредников ликвидировать, цену сохранить и желательно понизить. Эта позиция подрывала подписанные осенью 2007 г. соглашения между российской и украинской сторонами. Зная это, правительство Тимошенко требования к «Газпрому» так и не рискнуло оформить в надлежащий официальный документ, ограничившись громкими устными заявлениями.

В декабре 2007–январе 2008 гг. для подкрепления основного пакета своих требований украинская сторона активно обсуждала перспективы увеличения транзитного тарифа за прокачку российского газа на европейский рынок. Стоит отметить, что угроза увеличения транзитного тарифа — традиционное развлечение украинского политического класса. Каждое новое поколение украинских политиков и энергетических чиновников перед очередным газовым кризисом обязательно вспоминает о возможности резко поднять стоимость российского газового транзита, словно забывая, что и Россия является газовым транзитером, только уже для Украины, перекачивая по своей территории центральноазиатский газ для украинских потребителей. Однако, как всегда, и в преддверии нового газового кризиса простое напоминание Киеву о проблеме взаимной транзитной зависимости мгновенно сняло проблему повышения транзитного тарифа.

Пропагандистская атака оранжевого премьера на «Газпром», разумеется, не стала чем-то неожиданным. Как политик, Тимошенко являет собой пример безусловного классического популиста, нуждающегося в перманентной PR−кампании, которая создавала бы ей имидж наиболее реального кандидата на пост президента Украины. Скандал с «Газпромом» был беспроигрышным ходом, так как решал одним ударом целый ряд внешних и внутренних целей.

Внешние цели: Тимошенко должна была или добиться от «Газпрома» удовлетворения своих требований (что принесло бы ей невиданный в современной политической истории Украины рейтинг) или проиграть (зарекомендовав себя в качестве неутомимого борца за национальные интересы страны, ставшей «жертвой» «российской империи» и «алчного Газпрома»). Последний вариант мог быть даже предпочтительней, так как укреплял благосклонность Запада лично к Тимошенко, «бросившей перчатку» российскому газовому «монстру». Но, учитывая характер и амбиции украинского премьера, с полным основанием можно утверждать, что Тимошенко была уверена в победе. Поражение «Газпрома» делало Тимошенко безальтернативным кандидатом на пост президента Украины.

Надежды Тимошенко на то, что Россия уступит, имели под собой определенные основания. 2 марта в России должны состояться президентские выборы, что, безусловно, учитывалось в Киеве. Признание итогов выборов в РФ Западом не вызывает сомнений, как и то, что к российской предвыборной кампании и к процедуре голосования у Европы и США будет немало претензий. Однако, на фоне украино-российской газовой войны, перекрытия газопроводов, снижения объема поставок газа, объем предвыборных претензий, безусловно, вырос бы многократно. Естественно, российское руководство, приложившее немало сил для наиболее безболезненной ротации правящих элит, не могло допустить совпадение президентской кампании с газовой войной. Тимошенко это понимала и явно торопилась.

Внутренние цели: борьба за «прозрачный» газовый рынок Украины шел под антикоррупционным «флагом», что ставило оппонентов Тимошенко в крайне неудобное положение «защитников» коррупции. Под ударом премьера оказывались одновременно Партия регионов, которую выставляли организатором «газовой коррупции» во времена премьерства В.Януковича, и президент В.Ющенко, который, защищая уже сложившуюся структуру газового рынка, оказывался в роли «укрывателя» «газовой мафии». Напомним, что в разгар скандала украинскому президенту были публично предъявлены обвинения в причастности к махинациям с газом. На внутреннем политическом рынке Тимошенко, крепко оседлав «газовую тему», чувствовала себя абсолютно уверенно.

Оставалось немного — лично прорваться в Москву, к столу переговоров. Результат не играл никакой роли — в этом случае Москва фактически обеспечивала приход Ю. Тимошенко к власти при любом «раскладе». Однако тут у Тимошенко обнаружился конкурент, давно «сидевший на чемоданах» — В.Ющенко. Началась гонка…

Тимошенко пыталась приехать в российскую столицу еще в январе. Российское руководство фактически уклонилось от встречи. Были другие попытки, завершившиеся провалом. Кремль, прекрасно ориентируясь на украинской политической сцене и спокойно наблюдая за конкуренцией между президентом и премьером Украины в борьбе за эксклюзивный выход к московскому переговорному столу, играл в политические шахматы, используя в качестве ловушки доступ к диалогу — классический лимитрофный сюжет.

Однако для того, чтобы выровнять условия борьбы на украинском «газовом ковре», Москве необходимо было слегка обнадежить В.Ющенко и ощутимо «стреножить» активную Ю.Тимошенко, что и было сделано в начале февраля — «Газпром» объявил об огромном долге Украины в 1,5 млрд. долларов США, сформировавшемся благодаря поставкам на Украину в декабре и январе российского дорогого газа вместо дешевого центральноазиатского. Свалить вину на В.Януковича у Тимошенко уже не получалось — долг сформировался во время ее премьерства.

Объективно, претензии «Газпрома» были плохо документально обоснованы. Но справедливости ради стоит отметить, что нет никакого центральноазиатского газа. Весь газ у Туркмении, Узбекистана, Казахстана покупает «Газпром» и только «Газпром». Так что в трубах, идущих на запад от Волги, находится только газпромовский газ — газ компании, зарегистрированной в России. Искусственное разделение газпромовского газа на «русский» и «не русский» было призвано замаскировать, прежде всего перед российским политическим классом, тот факт, что Россия продолжает дотировать Украину, которая не в силах оплачивать газ по реальной восточноевропейской цене. Подписав в январе 2006 года подобное «очень странное» соглашение с Украиной, «Газпром» выходил из транзитного тупика — Украина не могла платить, а, следовательно, не могла и транзитировать газ. «Отрезать» Украину от газового транзита в Европу было невозможно. И Россия в 2006 г. согласилась на дотацию.

Любые скидки, льготы и дотации являются экономической «раковой опухолью», так как мгновенно превращаются в правило, правило в закон, а закон — в «конституцию» очередного лимитрофного объединения, считающего, что ему все должны. В 2007 г. Украина отказалась подписать соглашение о постепенном выходе на рыночные цены при импорте российского газа и фактически не подпустила «Газпром» к потребителям газа на внутреннем рынке. Чтобы хотя бы как-то компенсировать потери от экспорта газа на Украину, «Газпром» использовал цепочку посредников, в капитале которых он выступал учредителем. Попутно Россия, понимая бесперспективность украинского газового транзитного «коридора», приступила к проекту газопровода «Южный поток», огибающего Украину и обеспечивающего выход «Газпрома» на европейский рынок напрямую…

Но вернемся к ситуации конца января–начала февраля 2008 г. С одной стороны, Киев не мог опровергнуть тот факт, что в трубе оказался российский газ, а не туркменский. Но с другой стороны, никаких актов приемки российского газа украинскими газовиками «Газпром» также не мог предъявить. Данную неувязку сразу обнаружила команда Тимошенко, но было поздно. Премьеру поручили «искать деньги», пока президент отправлялся в Москву. И Тимошенко осталась за «плетнем»...

В результате саммита 12 февраля Россия сделала В.Ющенко следующие уступки:

- «Газпром» согласился снять требования по оплате более дорогого российского газа, поставки которого он не мог, в принципе, доказать, остановившись на ранее согласованных ценах: газ, поступивший на Украину до 31 декабря 2007 г., оплачивается по цене 2007 г. (130 долларов США за кубометр), газ, поступивший с 1 января 2008 г., оплачивается по цене 2008 г. (179 долларов США за кубометр), вопрос об оплате по 315 долларов и выше снят;

- «Газпром» согласился «убрать» нынешних посредников между «Газпромом» и Украиной.

Уступки солидные, но ожидаемые. «Газпром», впервые организовав встречную атаку, что уже интересно, все-таки не был полностью к ней готов. Однако стоит посмотреть на политические результаты саммита. В принципе получилось, что Ющенко выполнил «программу» Тимошенко. Это правильное «впечатление». На этот эффект и были рассчитаны компромиссы, принятые на саммите — Москву полностью устраивало, что газовым миротворцем выступает Ющенко, а не Тимошенко. Фактически Кремль оказался кукловодом на украинском политическом поле, где у Тимошенко забрали ее главное оружие — международный скандал с Россией, чем резко сократили ее предвыборный «потенциал».

Попутно была решена еще одна политическая задача: снята угроза осложнения легитимности президентских выборов в России на фоне газовой войны, что в принципе подтверждает тот факт, что Тимошенко тактически все рассчитывала правильно, но воспользовались ее расчетами другие — ее политические противники.

И самое главное: Киев практически вынудили согласиться с правом Москвы на озабоченности в связи с намерением украинской правящей элиты войти в НАТО. Сейчас Киеву сложно заявить, что Россию «не касаются» украинские планы вхождения в Североатлантический альянс. Безусловно, Россия не может препятствовать желанию украинских военных вернуться через двадцать лет в Афганистан, но с 12 февраля она может официально вести подготовку к организации полноценной границы с Украиной, размежеванию с украинским ВПК и т.д. Безусловно, такая демонстративная деятельность Москвы косвенно может оказать существенное влияние на политическую борьбу на Украине по натовской «теме»… Фактически Украина согласилась видеть на собственном  политическом поле Москву как таковую — без ставленников и псевдосоюзников.

На исходе переговоров выяснилось, что «Газпром» создает с украинской стороной двух новых посредников со своей 50% долей акций в их капитале. Благодаря этим СП, «Газпром» берет под свой частичный контроль импорт российского газа на украинский газовый рынок и его распределение между потребителями.

Тимошенко проиграла так и не разгоревшуюся «газовую войну». Что и было нужно России.

Проблематика: Энергетика; Безопасность.

12.02.2008 обсуждение послать ссылку Андрей Суздальцев
© 2007