Клуб мировой политической экономики

»

Публикации

Западники и славянофилы: путь России

Сегодня Россия стоит на своеобразном историческом распутье. Пережив острый кризис, связанный с распадом СССР, Россия постепенно восстанавливает свой потенциал. А после периода восстановления следует гораздо более сложный этап — развитие не за счет старого, накопленного потенциала, а за счет новых ресурсов, открытия новых возможностей. И неудивительно, что именно в такой момент активизировались дискуссии о дальнейшем пути России. Причем, если 1990-е гг. можно назвать в основном периодом господства идей «новых западников», то сейчас в обществе скорее имеют некоторый перевес идеи «новых славянофилов». Об этом пишет в своей статье студент 3-го курса факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ Сергей Головачев.

Уже более полутора столетий ведутся споры о том, каким путем следует идти России. Именно с этим связаны два наиболее важных направления русской общественной мысли XIXв. — западническое и славянофильское. Противоборство этих двух течений обозначилось в 1840-х гг. Наиболее яркими представителями западников в то время были А.И.Герцен, К.Д.Кавелин, Н.П.Огарев, П.В.Анненков, славянофилов — А.С.Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы.

Суть идей западников коротко сводилась к тому, что Россия — это часть Европы, однако часть постоянно отстающая, вынужденная догонять. В связи с этим России нужно как можно скорее объединяться с Европой политически, экономически и культурно.

Славянофилы же, напротив, считали, что Россия уникальна и имеет свою неповторимую историю и культуру. Соответственно, у России должен быть и свой особый путь развития, отличный от европейского. По мнению славянофилов, Петр I своими реформами подорвал, ослабил самобытность России, в чем заключалась его большая ошибка. Более того, славянофилы полагали, что Россия со своими духовными ценностями призвана «оздоровить» Европу, чей общественный строй базируется на ценностях материальных.

Спор между западниками и славянофилами открыто продолжался вплоть до Октябрьской революции 1917 года, хотя редкие и своеобразные его отголоски можно было наблюдать даже в советские времена. И сегодня, в новой, демократической России дискуссия между новыми поколениями тех, кто настаивает на интеграции с Западом и теми, кто видит особый путь для России, не только не ослабевает, но и разгорается с новой силой.

Новая Россия

Сегодня Россия стоит на своеобразном историческом распутье. Пережив острый кризис, связанный с распадом СССР, Россия постепенно восстанавливает свой потенциал. А после периода восстановления следует гораздо более сложный этап — развитие не за счет старого, накопленного потенциала, а за счет новых ресурсов, открытия новых возможностей. И неудивительно, что именно в такой момент активизировались дискуссии о дальнейшем пути России. Причем, если 1990-е гг. можно назвать в основном периодом господства идей «новых западников», то сейчас в обществе скорее имеют некоторый перевес идеи «новых славянофилов».

С чем же связан этот поворот от идей западничества к идеям славянофильства в новом веке? В 1990-е гг. Россия взяла курс на налаживание и укрепление отношений с Западом фактически любой ценой. Ввиду очевидной слабости некоторые уступки делались нашей страной в одностороннем порядке. Однако, по мере того, как положение в России начало стабилизироваться, и она вспомнила о своих национальных интересах, обнаружилось, что Запад не готов видеть Россию в качестве равноправного партнера. Стало очевидно, что политика «двойных стандартов», практикуемая Западом в отношении России, направлена на то, чтобы иметь дело с послушным союзником, которому отводились второстепенные роли в международных делах.

В экономической сфере либеральная прозападная политика фактически потерпела крах. «Шоковая терапия», скопированная с западных образцов, не привела к экономическому чуду в России. Кризис 1998 года, пожалуй, окончательно сделал невозможной воплощение в России чисто либеральной экономической модели. Следует отметить, что экономические рецепты, предложенные Западом, вовсе не стоит считать неправильными. Просто любая экономическая модель требует адаптации к конкретным местным условиям.

Однако факт остается фактом. Провал западных экономических рецептов привел к тому, что начались попытки поиска других путей удачного развития. Подобная ситуация не является уникальной для мировой истории. Например, когда арабские страны в середине XX века стали получать независимость, они сначала обратились к западным, капиталистическим моделям, затем к социализму. Однако ни одна из этих моделей не стала успешной. Тогда в арабском мире произошло обращение к традиционным ценностям ислама. Нечто подобное происходит сейчас и в России: подъем русской культуры, усиление влияния православия.

В последние годы в России наблюдается неплохой экономический рост. И это может служить хорошей базой для утверждений о том, что Россия сама, без помощи Запада, способна добиться успеха в развитии. Именно в этот момент появляется концепция «энергетической сверхдержавы» и претензии на возрастающую роль России в международных отношениях и независимость проводимой ею политики.

Экономика и политика

Чтобы понять, насколько оправданы претензии России на статус «энергетической сверхдержавы» и равноправного члена G8, необходимо более детально рассмотреть экономическое положение. В последнее время ВВП России растет достаточно устойчивыми темпами: в 2003 и 2004 гг. — по 7,2%, в 2005 — 6,4%, в 2006 году — 6,7%. Много это или мало? Если сравнивать с Западной Европой, США и Японией, то их Россия, конечно, перегоняет (для сравнения, рост ВВП США в 2006 году составил 3,3%).1 Однако нужно, во-первых, учитывать, что темпы роста в России экстенсивные, а в наиболее развитых странах Запада — интенсивные, основанные на инновационной модели экономики, которой в России пока нет. Во-вторых, для того, что приблизиться к экономическому потенциалу и уровню жизни развитых стран, Россия просто обязана развиваться опережающими темпами.

В то же время темпы экономического роста наиболее перспективных стран развивающегося мира — Индии и Китая (9,2% и 10,7% в 2006 году соответственно2) существенно превышали темпы роста российской экономики. А ведь эти страны, в особенности Китай, являются потенциально наиболее опасными конкурентами России на мировых рынках. Более того, Индия и Китай в новом столетии, несомненно, будут претендовать на статус великих держав (по крайне мере, регионального масштаба).

Таким образом, можно заключить, что темпы развития экономики России, хотя и являются стабильными, отнюдь не демонстрируют никаких рекордов. Более того, достаточно большой вклад в экономический рост последних лет сделала нефтяная отрасль в связи с ростом цен на «черное золото». Вообще нужно отметить, что в российской экономике складывается достаточно интересная двухканальная модель. Сырьевые отрасли, оставаясь в значительной мере недоступными для иностранных инвестиций, являются основными экспортерами — как товаров, так и капитала. С другой стороны, иностранный капитал очень активно идет в потребительский сектор и сектор розничной торговли: здесь его доля составляет одну треть.3 В долгосрочной перспективе это может угрожать продовольственной безопасности России. Кроме того, подобная двухканальная модель с изолированными друг от друга сегментами, может вести к дисбалансам в российской экономике.

Достаточно интересно также сравнить сегодняшние позиции России в мировой экономике с теми, что были в 1913 г., т.е. до начала Первой мировой войны. В то время Россия была четвертой экономикой мира — после США, Германии и Китая. В настоящее время Россия с долей в мировой экономике порядка 3% занимает лишь 10-е место и, по некоторым прогнозам, к 2015 году эта доля существенно не изменится, что будет как минимум вдвое меньше, чем в 1913 году.4 Это означает, что за прошедшее столетие Россия не только не укрепила, а напротив, сдала свои позиции в мировой экономике. Более того, царская Россия, которую в советское время как только не ругали, была гораздо более влиятельным субъектом мировой экономики, чем нынешняя Россия.

Разумеется, сравнение ВВП России и других стран далеко не полностью отражает истинное место нашей страны в мировой экономике. В эпоху глобализации необходимо сказать также и о торговле. Доля России в мировом экспорте товаров составила в 2005 году 2,3%, в импорте — 1,2% (доля США — 8,7% и 16,1% соответственно).5 Необходимо также сказать несколько слов о структуре российского экспорта. В 2006 году нефть, нефтепродукты и газ, являющиеся сырьевыми товарами, составили 63% нашего экспорта.6 И это при том, что в развитых странах основной статьей экспорта является обработанная продукция, доля которой доходит до 80%. Более того, стоит отметить, что тот небольшой процент обработанной продукции, который все же экспортируется из России, идет, в основном, на рынки постсоветского пространства и в Китай. Например, из общего экспорта машин и оборудования из России в 2002-2003 гг. на Китай пришлось 14,8%, на Украину — 13,4%, на Казахстан — 17,9%. В то же время доля таких стран, как Германия, Великобритания, США, Франция, Италия и Япония в сумме составила в структуре российского экспорта всего немногим более 10%.7 Эти цифры говорят о том, что обработанная продукция России, та продукция, где могут применяться инновации, не является конкурентоспособной на мировых рынках. Рынки СНГ и Китая, где еще нет той насыщенности, которая наблюдается на Западе, пока принимают обработанный экспорт России. Однако по мере продвижения мировых ТНК на эти рынки Россия рискует лишиться и этих каналов сбыта своей обработанной продукции.

Приведенные по России данные говорят о том, что ощущение, будто бы Россия является локомотивом мировой экономки, ошибочно. Оно, конечно, отчасти может быть вызвано попытками России вернуть ведущие позиции в мировой политике. Постоянный член Совбеза ООН, член Большой восьмерки, Россия старается быть одной из главных сил в решении любых вопросов, будь то ситуация вокруг Косово, американская операция в Ираке или ядерная программа Ирана. Именно благодаря концепции «энергетической сверхдержавы» Россия пытается стать ключевым игроком в международных отношениях. Однако насколько прочна эта концепция? Будучи одним из крупнейших мировых экспортеров энергоресурсов, наша страна является, по большому счету, региональным поставщиком (90% экспорта российских энергоресурсов поставляется в страны Европы).8 Создается впечатление, что Россия, часто ставящая надежность поставок во главу угла, сама становится заложницей этого обязательства. Более того, Россия практически не может влиять на цены на энергоресурсы, прежде всего на нефть. Конфликт с Белоруссией в начале 2007 года наглядно это продемонстрировал — когда Россия временно прекратила поставки нефти через Белоруссию, рынок нефти не отреагировал практически никаким повышением цен. В этой связи вряд ли стоит полагаться на доходы от нефти, когда никто с достаточно большой долей уверенности не может предсказать, как нефтяной рынок поведет себя хотя бы в среднесрочной перспективе.

Тем не менее заметно, что некоторые российские политики находятся в состоянии эйфории и не понимают, что сегодняшнее благосостояние России во многом зависит от колебаний цен на нефтяном рынке. Существует опасность, что власть, поддавшись популизму, начнет наращивать постоянные бюджетные обязательства, например зарплаты, пенсии. Однако по прогнозам Минфина уже к 2010 году исчезнет положительное сальдо торгового баланса, начнет активно расходоваться Стабфонд. Результатом может стать то, что Россия опять начнет прибегать к финансовым заимствованиям за границей.9

Тем не менее, на Западе хорошо понимают, на чем базируются сегодняшние амбиции России. Именно поэтому усилия России по увеличению своего веса на международной арене воспринимаются как силовое давление, а не как результат устойчивого экономического роста. Россия воспринимается не как успешная, экономически развитая держава, а как страна, получающая «легкие» сверхдоходы от экспорта нефти, и проявляющая, кроме того, старые имперские амбиции. Поэтому построение современной, инновационной модели экономики является одной из приоритетных задач для России.

Вызовы и угрозы

По-настоящему сильная держава — это держава, развитая, прежде всего, экономически. Экономика, несомненно, является базисом. Однако мощь государства определяется и другими факторами, которые могут быть как связаны, так и не связаны с экономикой. В числе наиболее важных индикаторов можно отметить территорию, население, военную мощь, а также такие нематериальные факторы, как национальный дух и характер. Если учитывать эти факторы, то становится понятно, что Россия по-прежнему остается одной из ведущих мировых держав. Обладая наибольшей по площади территорией, богатейшими природными ресурсами, прекрасными традициями и культурой, стойким, мужественным народом, Россия является одним из ключевых игроков на мировой арене. К этому стоит добавить также и второй по величине в мире ядерный арсенал. Однако для истинно могущественной державы необходимо, чтобы все вышеперечисленные критерии были сбалансированы, т.е. чтобы размер территории поддерживался соответствующим  размером экономики, количеством населения и вооруженными силами. Ведь, как утверждал  К.Хаусхофер, государство, не обладающее необходимой степенью самодостаточности, теряет контроль над своей территорией. Поэтому именно несбалансированность в сегодняшнем развитии России, когда политические амбиции превосходят экономические возможности, а огромная территория не соответствует населению и вооруженным силам, представляет для нашей страны одну из главных угроз в новом веке. Иными словами, сохранение территориальной целостности России — есть наиглавнейшая задача.

Сегодня мы переживаем не самый простой период в истории международных отношений. И в этих условиях России особенно важно сохранять накопленный еще в советское время потенциал. Прежде всего это касается вооруженных сил. В настоящее время ядерный арсенал России — это надежная гарантия защиты от любой агрессии, особенно с учетом того, что количество современных вооружений в российской армии составляет 20-30%, тогда как в наиболее современных армиях этот показатель равен приблизительно 70%.10 В сложившейся ситуации ядерное оружие остается едва ли не единственным средством обеспечения безопасности России. Российский ядерный щит продолжает выполнять сохраняет функцию сдерживания: ядерная доктрина США становится более агрессивной.

В настоящее время Америка готова применить ядерное оружие против стран, располагающих оружием массового уничтожения, в том числе с помощью превентивного удара. США вышли из Договора по ПРО 1972 года, а в конце 2009 года истекает срок Договора СНВ-1. США вряд ли будут склонны связывать себя какими-либо новыми обязательствами по сокращению ядерных вооружений с Россией, ибо очевидно, что ядерный арсенал нашей страны и так будет сокращаться в силу объективных причин. США не хотят быть связаны никакими двухсторонними договорами, поскольку в современной обстановке перед ними стоит ряд важных задач по обеспечению своих национальных интересов по всему миру. А для этого США потребуется весь спектр различных военных средств.

Обладание ядерным оружием важно для России еще и потому, что в последнее время наблюдается кризис режима нераспространения: все большее число стран желает обзавестись ядерной бомбой в качестве гарантии своей безопасности.

Более того, с окончанием холодной войны не прекратилась гонка вооружений. Напротив, наблюдается наращивание военных расходов по всему миру. В 2005 году мировые военные расходы составили свыше 1 трлн. долл. (в ценах 2003 года). С 1996 по 2005 гг. они возросли на 34%. Причем на 15 стран пришлось 84% всех мировых военных расходов. Львиная доля здесь, конечно же, принадлежит США — 48% всех расходов. Настораживает, что измеренные по паритету покупательной способности военные расходы Китая и Индии уже сейчас существенно превосходят расходы РФ. 11

Другой, весьма существенной угрозой для России является демографическая проблема. Начиная с 1993 года, в России наблюдается естественная убыль населения: смертность существенно превышает рождаемость. Эту печальную тенденцию не в состоянии переломить поток мигрантов. По прогнозам ООН к 2025 году население России составит менее 130 млн. чел.12 Особенно удручающим выглядит тот факт, что наибольшая депопуляция происходит в Азиатской части России. Это связано, в т.ч. с новой тенденцией во внутренней миграции. Если раньше основной вектор миграции в России был направлен с запада на восток, то теперь он сменился на прямо противоположный. Так, наибольший отток населения за период 1991-2000 гг. наблюдался из Дальневосточного Федерального округа и составил почти 670 тыс. чел.13 При этом к 2004 году население этого Федерального округа составляло всего 6,6 млн. чел.14 А ведь российский Дальний Восток соседствует с перенаселенной Японией и быстро растущим Китаем. Китай уже сейчас является, например, одним из крупнейших потребителей и импортеров нефти. В будущем истощение собственных ресурсов будет неизбежно подталкивать Китай к увеличению своего «жизненного пространства».

Путь России

Очевидно, что в настоящее время Россия делает ставку на энергетику, однако, как уже было показано выше, данная отрасль не может быть опорой для долгосрочного развития страны. Хотя в краткосрочном периоде «нефтедоллары» могут помочь решить ряд задач по модернизации экономики, укреплению обороноспособности, решению демографической проблемы.

Несостоятельность концепции «энергетической сверхдержавы» ставит под сомнение также «особый путь» России, предлагаемый современными славянофилами. В настоящее время часто звучат призывы к возрождению в России империи, поскольку империя — фактически единственная приемлемая форма существования для российского государства. Новая Российская империя могла бы стать способом самоидентификации для всего российского народа, способом единения и возрождения былого российского могущества. В таком новой качестве Россия могла бы стать своеобразным «цивилизационным мостом» между Европой и Азией. Более того, империя для России – возможность сохранить свой суверенитет и независимость на международной арене. Ведь по сути на сегодняшний день в мире существует лишь несколько государств, претендующих на «полный суверенитет». Это США, Россия, Китай, Индия и Иран. Остальные государства уже являются частью других империй, безусловно, не колониальных, но современных, империй XXI века. Вновь став империей, Россия сможет вернуть и сохранить за собой статус великой державы.

Данная концепция представляется весьма интересной. Сильной ее стороной является постановка проблемы самоидентификации России, которая остро дала о себе знать после распада СССР. И, возможно, сегодняшняя многовекторность в российской политике связана с поиском того маяка, который мог бы служить ориентиром в дальнейшем развитии. Россия в качестве «цивилизационного моста» неизбежно обречена на то, что станет субъектом международных отношений, у которого не будет крепких союзнических связей ни с одним государством или блоком государств. Однако сможет ли Россия в одиночку противостоять вышеперечисленным вызовам, учитывая всю сложность сегодняшнего развития? Сможет ли наша страна дать отпор мощному Китаю в новом веке? Устоит ли Россия под напором НАТО, уже вплотную подступившего к нашим границам? Что если России не удастся добиться усиления своего влияния на международной арене и стать «цивилизационным мостом»? Не станет ли наша страна в этом случае объектом дележа в новом биполярном мире, где главными противоборствующими сторонами станут НАТО, с одной стороны, и наиболее мощные государства Азии, с другой?

Сложность развития в одиночку подталкивает Россию к тому, чтобы сделать окончательный выбор между Востоком и Западом. Направление интеграции здесь очевидно. При всей своей уникальности, Россия гораздо ближе к Западу, чем к Востоку. Мы имеем достаточно близкую шкалу ценностей, ведь и Россия, и западные страны исповедуют христианство. С другой стороны, культура Китая, культура мусульманских стран — это совершенно другие миры для России. Сомнительно, что эти страны станут воспринимать Россию в качестве своего ближайшего союзника. Более того, у России нет с Европой принципиальных противоречий, ни территориальных, ни экономических. Как правильно выразился В.Путин, мы с Евросоюзом просто «обречены» на партнерство в долгосрочной перспективе. С другой стороны, восток России — малозаселенная, экономически слабо развитая территория, и рано или поздно она станет объектом претензий со стороны Китая и Японии.

Разумеется, возникает вопрос, как искать пути интеграции с Западом, если Запад не готов видеть в нас равноправного партнера, если по-прежнему проводится политика «двойных стандартов», если США продолжают оказывать геополитическое давление на Россию, размещая вблизи России средства ПВО и вторгаясь в традиционные сферы влияния России на постсоветском пространстве? Здесь не может быть простых решений. Необходимо понимать, что на Западе (как, впрочем, и в России) многие все еще мыслят в терминах времен холодной войны. Выступить с критикой «потенциального противника» — хороший способ набрать дополнительные «очки» в политической борьбе внутри страны. Однако для нас наиболее важно сделать окончательный выбор. Необходимо раз и навсегда определить главный вектор развития нашей страны. Это могло бы дать мощный импульс и к пересмотру отношения к России на Западе.

Одной из главных проблем современной России является проблема самоидентификации. Именно поэтому в последнее время вновь разгораются споры между западниками и славянофилами. После распада Советского Союза Россия лишилась практически всех ориентиров в своем развитии. И сейчас многие в нашей стране пытаются вернуться к какой-либо национальной идее, которая сплотила бы нацию и дала импульс к новому развитию.

Хочется надеяться, что при выработке новой национальной идеи, будь то «энергетическая сверхдержава», новая империя, или «суверенная демократия», ее авторы будут трезво оценивать возможности России. В истории России было немало примеров, когда Россия взваливала на себя тяжелые миссии (например, по освобождению братьев-славян), заботясь о чужих судьбах или ставя перед собой глобальные мировые задачи. Однако при этом зачастую забывали о судьбе самого российского народа.

В связи с этим наиглавнейшей задачей является не спор о том, быть ли России с Европой, или же идти своим собственным путем. Важнейшей целью является обеспечение благосостояния российского народа, достижение уровня жизни, сопоставимого с развитыми странами. При этом всегда должны учитываться задачи сохранения территориальной целостности нашей страны и ее культурного наследия. Такая постановка проблемы позволяет взглянуть на противостояние западников и славянофилов под несколько иным углом. Как известно, в споре рождается истина. Хотелось бы, чтобы найденную в споре истину Россия использовала максимально эффективно для своего развития и процветания.


1 World Economic Outlook Database for April 2007 (http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2007/01/data/index.aspx).

2 Там же.

3 Радаев В. Суверенитет и капитал. «Ведомости», №76, 27 апреля 2007 года (http://www.hse.ru/pressa2002/default.php?show=17360&selected=).

4 Кудров В. Россия на подъеме. «Россия в глобальной политике», №1, январь-февраль 2007 г. (http://www.globalaffairs.ru/numbers/24/7056.html).

5 International Trade Statistics 2006. World Trade in 2005 — Overview, Table 1.5. Leading exporters and importers in merchandise trade, 2005 (http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/its2006_e/its06_overview_e.htm).

6 По данным Платежного баланса РФ (http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/).

7InternationalTradeCentre( UNCTAD/WTO)/ Countries (http://www.intracen.org/menus/countries.htm); данный источник не приводит сведений по Белоруссии, однако можно предположить, что на эту страну также приходится большой процент обработанной продукции из России.

8 Мир вокруг России: 2017. Контуры недалёкого будущего. – М. Изд-во «Культурная революция», 2007, с.56.

9http://www.kp.ru/daily/23893/66534.

10 Дьяков А., Мясников Е., Соков Н. Процесс сокращения ядерных вооружений и контроль над ними в российско-американских отношениях: состояние и перспективы. – Издание Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, Долгопрудный, 2006., с. 14(http://www.armscontrol.ru/).

11Поданным SIPRI: Recent trends in military expenditure/ The fifteen major spenders( table) (http://www.sipri.org/contents/milap/milex/mex_trends.html).

12Поданным  Population Division of the Department of Economic and Social Affairs of the United Nations Secretariat (http://esa.un.org/unpp).

13 Мкртчян Н. Из России в Россию: куда едут внутренние мигранты?// «Демоскоп weekly», №79-80, 9-22 сентября 2002 года
( www.demoscope.ru).

14 НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ 2003-2004. Одиннадцатый-двенадцатый ежегодный демографический доклад. Ред. А.Г. Вишневский, ИНП ЦДЭЧ, Москва 2006, с. 13 (http://demoscope.ru/weekly/knigi/ns_r03_04/sod_r.html).

Проблематика: Стратегия развития.

24.10.2007 обсуждение послать ссылку Сергей Головачев
© 2007