Клуб мировой политической экономики

»

Публикации

Доклад А.И.Суздальцева на заседании Подкомитета по Белоруссии Комитета по политическим вопросам Парламентской ассамблеи Совета Европы, посвященного обмену мнениями по экономическим и энергетическим проблемам Белоруссии и их последствиям для белорусской внешней политики

Финансовая стабильность является главной проблемой белорусских властей. Глобальная зависимость белорусской экономики от российских энергоносителей и российского рынка сохранится на ближайшие 10 лет. Это налагает на Россию серьезную ответственность, но подразумевает и обдуманную, вменяемую и активную экономическую политику белорусских властей. Однако, пока России слишком часто приходится сталкиваться с неадекватной экономической политикой Минска. Об этом говорилось в докладе доцента кафедры мировой политики ГУ-ВШЭ А.И.Суздальцева, с которым он выступил 28 июня 2007 г. в Страсбурге.

Спасибо за предоставленную возможность выступить в Совете Европы.

Я постараюсь быть максимально кратким, но, тем не менее, донести до Вас основной смысл решений российских властей, касающихся Республики Беларусь. Во всяком случае, донести то, как мы, эксперты по российско-белорусским отношениям, эти решения понимаем. Кроме того, я хотел бы информировать вас об оценках российским экспертным сообществом нынешнего состояния российско-белорусских связей.

Интеграционный проект Союзного Государства России и Белоруссии, находившийся в 2002-2006 гг. в стадии стагнации, в декабре 2006 г. — январе 2007 г. оказался в первом, энергетическом этапе российско-белорусского кризиса. Одновременно кризис вызвал череду негативных явлений, основания для которых не только сохраняются, но и активно наращиваются. Эскалация разрушения существующей до декабря 2006 года системы отношений между Москвой и Минском не остановлена.

По нашему мнению, следующий этап российско-белорусского кризиса будет носить финансовый характер. Кризис должен проявиться с ноября по декабрь 2007 г., если не будет принят комплекс стабилизационных мер. Напоминаю, что завтра, 29 июня, если ничего не помешает, должна состояться первая за последние семь месяцев российско-белорусская встреча на высшем уровне.

Можно выделить две основные проблемы, резко осложняющие российско-белорусские отношения и катализирующие кризисные явления:

1) отсутствие доверия между Москвой и Минском. Президент России явно не доверяет А.Лукашенко. Общим недоверием к белорусскому политическому классу охвачен почти весь российский истэблишмент;

2) отсутствие политического диалога между российским и белорусским руководством.

В настоящее время белорусский президент активно демонстрирует свои обиды на Москву. До этого глава белорусского государства пытался шантажировать российское руководство своими энергетическими проектами в Иране и Венесуэле.

Решения российских властей в отношении РБ, принятые в декабре 2006 г. — январе 2007 г. являются окончательными и ревизии не подлежат.

Они включают в себя комплекс соглашений в газовой и нефтяной сфере, включая «лестницу» роста цен на газ и увеличение экспортной пошлины на нефть, а также договоренность о продаже 50% акций «Белтрансгаза» «Газпрому». К данным энергетическим договорам примыкают соглашения в торговой сфере, призванные ликвидировать нетарифные соглашения, в свое время принятые белорусской стороной (75 ограничений) в одностороннем порядке. Последним по счету было подписано транзитное соглашение, направленное на защиту российского транзита на белорусской территории.

Апофеозом кризиса явилось обнародование Президентом России объемов российской дотации белорусской экономики (7 млрд. долларов США в год). Публично эта цифра прозвучала впервые.

Российские власти руководствовались в своих действиях уважением суверенитета и независимого статуса РБ в соответствии с двумя следующими принципами: а) «Суверенитет стоит денег» и б) «Суверенитет означает мировые цены». Россия не империя, чтобы оплачивать потребности своих союзников и сателлитов. Между тем, как хорошо известно, именно дотации союзникам являются индикатором имперских синдромов во внешней политике.

Мы видим проблемы в белорусской экономике. Мы учитываем, что в связи с изменением условий вывоза нефтепродуктов белорусский бюджет получает много белорусских рублей. Слишком много, чтобы нашлось столько долларов или евро, чтобы связать эту массу неконвертируемой национальной валюты. Поскольку основную часть конвертируемой валюты Белоруссия всегда получала за счет экспорта в страны ЕС нефтепродуктов, вырабатываемых из российской нефти, негативные процессы в финансовой сфере Белоруссии в итоге могут привести к варианту дефолта в конце 2007 года. Российское руководство не исключает предоставление финансовой помощи  Минску. Однако мы полагаем, что социально-экономического кризиса в Белоруссии, через которую проходят транзитные энергетические коммуникации между Европой и Россией, не будет, так как этого не допустит российское руководство.

Мы видим, что финансовая стабильность является главной проблемой белорусских властей.

Мы исходим из того, что глобальная зависимость белорусской экономики от российских энергоносителей и российского рынка сохранится на ближайшие 10 лет. Это налагает на Россию серьезную ответственность, но подразумевает и обдуманную, вменяемую и активную экономическую политику белорусских властей.

Однако, нам часто приходится сталкиваться с тем, что Минск практикует неадекватную экономическую политику. Конфискация российской транзитной нефти из нефтепровода «Дружба»
7 января 2007 года привела сначала к закрытию транзитного нефтепровода, затем, 21 мая, российское руководство утвердило решение о строительстве нового нефтепровода (БТС-2), по которому можно транспортировать нефть, минуя белорусскую территорию, на побережье Финского залива к терминалам российского порта Приморск.

В России умеют строить трубопроводы. Мы строим их по 1,5-2 км в день по сильнопересеченной местности в любое время года. БТС-2 будет построен за 550 дней. В итоге объемы нефти, сегодня поступающей на побережье Финского залива, через полтора года увеличатся на 50-70 млн. тонн за счет бывшего белорусского маршрута, что резко улучшит международное позиционирование вновь открываемой в Санкт-Петербурге международной нефтяной биржи. Так что В. Путин вполне может сказать спасибо за это белорусскому президенту.

В целом, политико-экономические последствия российских решений в отношении экономических связей Белоруссии и России очевидны:

1) идет процесс постепенного лишения Белоруссии статуса транзитного государства — активно строится газопровод «Северный поток» и началось строительство нефтепровода БТС-2. Что касается автомобильного транзита, то российская сторона рассматривает возможности его переориентации на Финляндию и Латвию.

2) начался процесс ликвидации дотаций белорусской экономики, который должен завершиться через три года.

3) надежды, которые питает белорусское руководство в отношении нового президента России (президентские выборы в марте 2008 года), не имеют оснований. Кроме того, ни одна из действующих российских политических партий в преддверии парламентских выборов, за исключением, пожалуй, коммунистов, не использует проблему российско-белорусских отношений в своих предвыборных программах. По белорусской теме в российском политическом классе существует высокая степень согласованности.

Было бы лицемерием уклониться от часто поднимаемых вопросов политической ответственности российского руководства за существование авторитарного режима А.Лукашенко. Однако, стоит отметить, что российское руководство исходит из того, что белорусский народ сам в силах решить вопросы своего политического будущего.

Республика Беларусь остается для России союзным государством Российское руководство не намерено осуществлять собственные политические сценарии на внутреннем белорусском политическом поле. Оно не намерено искать преемников А.Лукашенко. По мнению российского экспертного сообщества, Лукашенко — это стандарт, индикатор уровня развития белорусского политического класса.

Вести диалог с альтернативными А.Лукашенко белорусскими политическими деятелями не имеет смысла. Их или нет, или они отражают интересы внешних сил. Отсюда и отсутствие диалога между Москвой и белорусской оппозицией. Проще вести диалог с ее спонсорами…

Однако системного, организованного диалога между Москвой с одной стороны, и Вашингтоном и Брюсселем с другой стороны, по белорусской тематике также нет. Пока такой диалог не имеет смысла, так как Запад не может взять на себя дотирование белорусской экономики в объеме 20% ее бюджета. Сейчас это делает только Россия. Западу нечего предложить Москве.

Москва не стремится к роли экспортера демократии в Белоруссию. Эту роль взвалили на себя Брюссель и Вашингтон, попутно критикуя Россию в авторитаризме и даже тоталитаризме. На постсоветском пространстве есть испытанные борцы за демократию — Украина, Грузия, а также  внешние силы — НАТО, ЕС и т.д. Россия не будет играть на политическом поле, где она обречена быть второй. Получается абсурд: обвиняя Россию в нежелании вторгаться во внутренние дела Белоруссии, душить лукашизм, Запад не забывает тут же провозгласить РФ неким монстром авторитаризма.

Как бы то ни было, существуют ключевые проблемы, способные оказать первостепенное влияние на развитие политической ситуации в Белоруссии:

1) финансовая нестабильность, способная привезти к тяжелому кризису, о чем говорилось выше;

2) начавшееся строительство АЭС. У нас возникло ощущение, что белорусы приступили к строительству собственной атомной электростанции в 45 км от города Могилев. Появилась пока непроверенная информация о создании резервов строительных материалов и начале строительства трех бетонных заводов в регионе возможного строительства;

3) мы испытываем сомнения в объявлении в 2008 г. тендера на строительство атомной станции. Минск уклоняется от российских услуг на строительство АЭС. По моей оценке, российское руководство не допустит появления АЭС в руках А.Лукашенко — пожизненного президента и активного строителя механизма, позволяющего передавать власть в РБ по наследству.

4) строительство в 500 км от Москвы АЭС руками китайцев, иранцев и даже украинцев является неприемлемым для России.

В итоге ситуация с белорусской АЭС способна резко изменить формат отношений между РФ и РБ.

Спасибо.

Проблематика: Энергетика; Прогноз; Постсоветское пространство; Экономика.

18.07.2007 обсуждение послать ссылку Андрей Суздальцев
© 2007