Клуб мировой политической экономики

»

Публикации

Утилизация атомных подводных лодок на северо-западе России: опыт и перспективы российско−британского сотрудничества

Предотвращение распространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и тесно связанные c этим вопросы обеспечения радиационной, химической и биологической безопасности входят в перечень важнейших задач мирового сообщества. Одной из ключевых в этом плане является проблема утилизации выведенных из боевого состава флота атомных подводных лодок (АПЛ). О том, как сегодня решается проблема утилизации АПЛ в России, об опыте и перспективах российско−британского сотрудничества в этой области рассказывается в статье А.В.Мальцева, заместителя начальника планово-диспетчерского отдела ФГУП «МП «Звездочка», и Д.А.Мануильского, директора информационно−аналитических программ Клуба мировой политической экономики.

Предотвращение распространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и тесно связанные c этим вопросы обеспечения радиационной, химической и биологической безопасности входят в перечень важнейших задач мирового сообщества. Одной из ключевых в этом плане является проблема утилизации выведенных из боевого состава флота атомных подводных лодок (АПЛ), доставшихся России после распада СССР в качестве наследия «холодной войны». По замечанию американских экспертов К.Чуэн и Дж.Мольца, АПЛ представляют собой «один из самых ярких символов имевшей место в прошлом гонки вооружений между США и Советским Союзом»[1].

В отработавшем ядерном топливе (ОЯТ) АПЛ в больших количествах содержатся ключевые составляющие ядерного оружия — высокообогащенный уран и плутоний. Списанные АПЛ должны быть утилизированы без ущерба для окружающей среды, и в таком режиме, чтобы исключить любой риск, связанный с попытками несанкционированного доступа к ядерным материалам и компонентам ОМУ. В этих условиях первостепенное значение приобретает наличие инфраструктуры, обеспечивающей безопасность списанных АПЛ и ядерных материалов до начала процесса утилизации, в ходе этого процесса и по его окончании.

Необходимыми элементами такой инфраструктуры являются, в частности, места базирования списанных лодок (в России их чаще называют пунктами отстоя), собственно предприятия, занимающиеся утилизацией, надежные и безопасные хранилища для радиоактивных отходов, ОЯТ и реакторных отсеков АПЛ, пункты по переработке ОЯТ, система физической защиты ядерных материалов, реабилитация загрязненных территорий, специально оборудованный транспорт, квалифицированный персонал.

История проблемы утилизации АПЛ в России

В 1957 г. в военно-морской флот СССР поступила первая АПЛ «К-3», названная впоследствии «Ленинский Комсомол». С этого момента и по июль 2001 г. в СССР/России было построено около 250 подводных лодок с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ). Проблема их утилизации возникла в СССР (кстати, как и в США) в середине 1980-х годов, когда на флоте начали списывать АПЛ постройки конца 1950-х — начала 1960-х годов. Списанные советские лодки переводились в пункты отстоя ВМФ для содержания на плаву. Однако, над вопросами о том, а что же, собственно, делать дальше со списанными лодками и их ядерной «начинкой», где и как содержать сами лодки, их реакторные отсеки, отработавшее ядерное топливо (ОЯТ), и каким образом при этом может быть обеспечена надлежащая охрана окружающей среды, в то время задумывались, по сути дела, в последнюю очередь.

Необходимой для комплексной утилизации АПЛ инфраструктуры в СССР (в отличие от США) создано не было, а имеющихся производственных мощностей явно не хватало. Например, места отстоя ОЯТ в СССР разрабатывались и строились таким образом, что хранение топлива более пяти лет в них не предусматривалось. Между тем, с середины 1980-х годов темпы вывода лодок из боевого состава флота непрерывно росли, что в определенной степени было связано с интенсивным строительством АПЛ в СССР в конце 1960-х гг. (до 13 единиц в год).

С распадом СССР ситуация со старыми АПЛ обострилась до предела. В 1990-х годах из-за нищенского финансирования флота, вызванного переживаемыми Россией экономическими трудностями, были сокращены сроки эксплуатации АПЛ. В результате плановое обслуживание всего атомного подводного флота России стало попросту невозможным. Следствием этого стал процесс массового списания АПЛ первого и второго поколений, включая отчасти и лодки, у которых проектные сроки эксплуатации еще не истекли. В условиях нехватки достаточных финансовых ресурсов и утилизирующих мощностей проблемы стали нарастать, как снежный ком.

К осени 1996 года общее количество АПЛ, выведенных из боевого состава и отправленных на базы отстоя ВМФ, насчитывало более 150 единиц. Из них около 90 находились на Северном флоте, а около 60 — на Тихоокеанском[2]. Реакторы большинства таких АПЛ содержали невыгруженное ОЯТ, что создавало опасность радиационного заражения. Темпы выгрузки топлива и разделки подводных лодок были столь медленными, что списанным АПЛ приходилось находиться у причалов в ожидании утилизации 15-20 лет[3]. В результате хранилища ОЯТ и радиоактивных отходов оказались переполненными, а флотские базы отстоя — буквально «нафаршированными» списанными лодками с невыгруженными активными зонами.

Утилизация АПЛ или содержание на плаву?

Проектный срок службы советских/российских АПЛ в среднем составляет 25 лет. После того, как АПЛ выводится из боевого состава флота, на ней должны быть проведены необходимые работы с тем, чтобы изолировать опасные для человека и окружающей среды радиоактивные отходы, а также переработать нерадиоактивные металлы и материалы, которые в последующем могут быть использованы в народном хозяйстве. Процесс утилизации состоит из следующих основных стадий:

  • выгрузка ОЯТ и транспортировка его в пункты переработки или постоянного хранения;
  • проведение дезактивации АПЛ, изоляция твёрдых и переработка жидких радиоактивных отходов (ТРО/ЖРО), образовавшихся в процессе утилизации;
  • снятие с АПЛ нерадиоактивного оборудования, подлежащего дальнейшему использованию или утилизации;
  • вырезка реакторного отсека и помещение его в специально оборудованное, экологически безопасное место для длительного хранения или захоронения.

Отсутствие необходимых возможностей для своевременной утилизации списанных АПЛ вынуждает содержать их на плаву в течение длительного времени. Это требует постоянного контроля и проведения целого комплекса трудоемких мероприятий. Так, легкие корпуса списанных АПЛ в значительной степени подвержены коррозии и износу, приводящим к нарушению герметичности цистерн главного балласта и, как следствие — к ухудшению и даже потере плавучести лодок (особенно это относится к списанным АПЛ первого поколения). Поэтому необходимо постоянно подавать сжатый воздух в цистерны главного балласта, а также предпринимать другие меры по поддержанию живучести АПЛ. Следует отметить и то, что электрооборудование многих списанных лодок находится в крайне изношенном состоянии, что уже само по себе потенциально чревато пожаром и/или взрывом.[4]

По мнению российских ученых А.С.Дьякова, В.К.Коробова и Е.В.Мясникова, хотя реакторы находящихся на плаву списанных АПЛ заглушены, они, тем не менее, заключают в себе потенциальную радиационную опасность, пока из них не выгружено ОЯТ. Пусть в контролируемых условиях вероятность самопроизвольной цепной реакции ничтожно мала, однако специалисты не исключают возможность выбросов или утечки радиоактивности из реакторов в окружающую среду в результате стихийных бедствий, халатности персонала или диверсий. Кроме этого, длительная задержка может впоследствии значительно усложнить процесс извлечения топлива из реакторов АПЛ, поскольку по прошествии времени могут разрушаться как сами топливные сборки, так и элементы конструкции реактора.

Экология

То, что проблема утилизации АПЛ в СССР, а затем и России не решалась на протяжении многих лет, не могло не отразиться самым плачевным образом на состоянии окружающей среды вокруг мест базирования списанных лодок. Загрязнение ряда объектов на территории Кольского полуострова и Приморья радиоактивными отходами в результате эксплуатации АПЛ переросло в проблему не только национального, но и, по сути, международного масштаба, причем крайне затратную, требующую огромных материальных вложений. Ситуацию осложняло то, что многие береговые объекты, связанные с функционированием атомного подводного флота, находились в аварийном состоянии.

В опубликованном в январе 2007 г. докладе британского эксперта П.Корниша ситуация в губе Андреева, например, характеризовалась следующим образом: «Губа Андреева является одним из крупнейших в мире хранилищ ОЯТ, связанного с военной деятельностью. Около 21 тыс. сборок с ОЯТ, снятых с АПЛ и других судов, содержатся в трех резервуарах сухого хранения. Многие топливные сборки, находящиеся в губе Андреева, возможно до 65%, так или иначе повреждены, в силу чего обращение с ними становится весьма рискованным делом. Наряду со сборками с ОЯТ в этом месте содержатся сотни тонн различных видов твердых и жидких радиоактивных отходов (ТРО и ЖРО) с разной степенью радиоактивности и токсичности. Некоторые здания и хранилища в губе Андреева находятся в столь неудовлетворительном состоянии, что бывает трудно определить, что за вещество или группа веществ находятся в данном резервуаре или контейнере». [5]

В феврале 1982 года именно в губе Андреева имела место одна из самых серьезных техногенных аварий, произошедшая в хранилище ОЯТ — из хранилища стала вытекать радиоактивная вода. К сентябрю того же года ее утечка достигла 30 тонн в сутки. Возникла угроза облучения персонала, радиоактивного загрязнения прилегающей акватории и устья реки Западная Лица. Ликвидировать последствия этой аварии удалось только к 1989 г.[6]

Кроме проблемы хранения и вывоза ОЯТ на Кольском полуострове существует и другая, немаловажная проблема — утилизация дефектного ОЯТ, которое производственное объединение «Маяк» не берет на переработку. Это 642 отработавшие тепловыделяющие сборки (ОТВС) с активностью 750 тысяч Кюри, хранящиеся на плавучей технологической базе (ПТБ) «Лепсе»[7], не подлежащее переработке ОЯТ на ПТБ «Лотта» и дефектное ОЯТ на береговых база Северного Флота. В связи с тем, что дефектное топливо не вывозится, а выгрузка активных зон с не перерабатываемой топливной композицией продолжается, общее количество дефектного ОЯТ будет постоянно увеличиваться[8].

По заявлению академика РАН А.А.Саркисова, сделанному в 2005 г., промедление с финансированием работ по утилизации затянет их на 40-50 лет, что совершенно недопустимо из-за прогрессивно нарастающего ухудшения технического состояния объектов утилизации. Потеря плавучести атомных кораблей и постепенное разрушение барьеров радиационной безопасности могут создать реальные угрозы масштабного загрязнения окружающей среды.[9]

СTR, Глобальное Партнерство и другие международные программы

Нельзя сказать, что правительство СССР, а затем и правительство России, не сознавали серьезности сложившегося положения. Они пытались предпринимать шаги, направленные на решение проблемы (постановления 1986, 1991, 1992, 1994 и 1998 гг.). Так, в кризисный для российского подводного флота 1994 год Правительство России утвердило целевую программу промышленной утилизации кораблей ВМФ. Она была уточнена и конкретизирована постановлением Правительства № 518 от 28 мая 1998 года. Эти документы положили начало промышленной утилизации АПЛ в России, хотя финансирование национальной программы утилизации в 1990-е годы велось по пресловутому остаточному принципу. И до тех пор, пока вопрос об оказании России масштабной финансовой помощи по программе утилизации (как части более широкой программы помощи в ликвидации наследия «холодной войны» и предотвращения распространения ОМУ) не был включен в повестку дня «большой восьмерки» в 2002 г., темпы работ в данной области оставляли желать, как говорится, много лучшего.

До 2002 г. Россия получала финансовую помощь на цели утилизации только от Соединенных Штатов Америки — по программе «Совместное уменьшение угрозы» (СTR), известной также как программа Нанна-Лугара, и ориентированной прежде всего на своевременное выполнение Россией положений Договора СНВ-1 (ликвидация подлежащих сокращению баллистических ракет и разделка пусковых установок баллистических ракет и связанных с ними отсеков корпусов АПЛ), а также по программе Министерства энергетики США (физическая защита ядерных материалов и вопросы ядерного контроля).

Беспрецедентная атака международного терроризма на США 11 сентября 2001 года, неоднократные террористические акции против России и других государств, осознание растущей угрозы доступа террористов к ОМУ, ядерным материалам и технологиям заставили развитые страны изменить свое отношение к финансированию российских разоруженческих программ. Пришло, наконец, понимание того, что ситуация в мире изменилась самым кардинальным образом, и она требует быстрых, согласованных и решительных действий ведущих членов мирового сообщества. Во многом именно по этой причине на саммите G-8 в Кананаскисе (Канада) в июне 2002 г. объявлено о создании международной программы, получившей название«Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения» (ГП). Были определены четыре приоритетных направления сотрудничества: уничтожение химического оружия, утилизация списанных АПЛ, утилизация расщепляющихся материалов и трудоустройство бывших ученых-оружейников.

В соответствии с программой ГП восемь государств (Великобритания, Канада, Германия, Италия, Россия, США, Франция и Япония), взяли на себя политическое обязательство выделить в течение 10 последующих лет 20 млрд. долларов на проекты содействия в области разоружения и нераспространения ОМУ и средств его доставки при том понимании, что в первую очередь эти средства должны пойти на российские разоруженческие программы, а затем на аналогичные программы в других странах, нуждающихся в помощи. При этом Соединенные Штаты заявили о готовности ассигновать половину общей суммы — 10 млрд. долларов. Политические обязательства других стран «восьмерки» выглядели следующим образом: Великобритания — 750 млн. долларов; Германия — 1,5 млрд. евро; Канада — 1 млрд. канадских долларов; Италия — 1 млрд. евро; Франция — 750 млн. евро; Япония — 200 млн. долларов. Россия объявила о готовности затратить 2,2 млрд. долларов США на выполнение собственных программ в контексте ГП.

В 2003 г. накануне саммита G-8 в Эвиане (Франция) к Глобальному партнерству присоединились еще шесть государств — Норвегия, Нидерланды, Польша, Финляндия, Швеция и Швейцария. Евросоюз также стал участником Глобального партнерства, и объем его обещаний составил 1 млрд. евро в течение десяти лет. В 2004 г. перед очередным саммитом «восьмерки» в Си-Айленде (США) о своем стремлении вступить в ГП заявили еще семь стран: Австралия, Австрия, Бельгия, Дания, Новая Зеландия, Чехия и Южная Корея. Таким образом, за прошедшее после Кананаскиса время ГП превратилось в крупномасштабную международную инициативу, которая способствует укреплению международной безопасности и стабильности. Количество членов ГП возросло с 8 до 22 (с учетом Евросоюза).

Саммит в Кананаскисе дал мощный импульс международному сотрудничеству с Россией в рамках целого ряда соглашений и программ, положения которых конкретизируют или дополняют то, что было провозглашено «восьмеркой» в 2002 г. Так, принципиальное значение для успешной реализации программ в области утилизации АПЛ имело подписание в мае 2003 г. в Стокгольме Соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе в России (МНЕПР), а также ратификация Россией в марте 2005 года Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб.

К числу крупных международных программ в сфере утилизации АПЛ относится также Программа «Экологическое сотрудничество в Арктике в военной сфере» (АМЕС), принятая в 1996 году министерствами обороны США, Норвегии и России. В 2003 году к АМЕС присоединилась Великобритания. АМЕС рассматривается как своего рода «экологическое крыло» программы CTR. АМЕС нацелена на решение экологических проблем, возникших в результате военной деятельности в Арктике, включая вопросы утилизации списанных АПЛ и безопасного хранения ОЯТ и радиоактивных отходов РАО. С помощью АМЕС были осуществлены десятки проектов по ядерной и радиационной безопасности на Северо-Западе России. И хотя со временем США и Норвегия снизили уровень активности в работе по данной программе, перейдя в статус наблюдателей, Россия и Великобритания продолжают успешно взаимодействовать в рамках АМЕС.

В декабре 2005 г. Россия ратифицировала подписанное в июне 2003 г. в Лондоне Дополнительное соглашение к российско-британскому Соглашению о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии от 3 сентября 1996 г., предусматривающее, что Россия освобождает от налогов, таможенных пошлин и иных сборов финансовые средства, услуги, оборудование и материалы, предоставляемые британской стороной в качестве безвозмездной помощи на цели утилизации АПЛ.

Утилизация российских АПЛ в рамках программы Глобального партнерства

В Докладе о ГП от 16 июля 2006 г., представленном на саммите «восьмерки» в Санкт-Петербурге[10], подчеркивается, что с 2002 года были достигнуты значительные результаты: утилизирована 61 АПЛ, из них 17 — при содействии США, Канады, Великобритании, Японии, Норвегии. Работы осуществлялись главным образом на северо-западе России, некоторые проекты также были реализованы на Дальнем Востоке.

По сообщению главы Росатома С.В.Кириенко от 2 мая 2007 г. Россия утилизировала приблизительно три четверти списанных АПЛ[11]. Ранее, 28 ноября 2006 года Кириенко заявил, что все оставшиеся списанные подлодки будут утилизированы до 2010 года. Таким образом, в течение последних нескольких лет Россия ежегодно утилизировала по 18 АПЛ.

Как уже упоминалось, утилизация АПЛ невозможна без наличия специализированных хранилищ. Так, например, реакторные отсеки демонтированных АПЛ до того, как их можно будет окончательно утилизировать, должны храниться в безопасном месте в течение 70 лет (для этого нужны специально оборудованные наземные площадки). Поэтому часть проектов ГП направлена на совершенствование инфраструктуры безопасного и надежного хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, полученных в результате процесса утилизации.

Говоря более подробно о российско-британском сотрудничестве в сфере утилизации, следует отметить, что благодаря британской поддержке на северо-западе России проведена утилизация трех российских АПЛ, а также реализованы следующие проекты:

  • обеспечение радиационной безопасности при проведении работ на технической территории в губе Андреева;
  • строительство объектов обеспечения (два мобильных санпропускника, участок дезактивации технических средств, обеспечение оборудованием медицинского пункта и радиобиологической лаборатории, демонтаж старых построек для обеспечения строительства новых объектов);
  • проведение обследования и разработка вариантов обращения с ОЯТ;
  • разработка обоснования инвестиций для создания инфраструктуры обращения с ОЯТ с целью обеспечения его вывоза и реабилитации объектов;
  • обследование аварийного хранилища ОЯТ в губе Андреева,
  • создание хранилища контейнерного типа неперерабатываемого ОЯТ на ФГУП «Атомфлот».

Наряду с этим Великобритания осуществляет руководство следующими четырьмя проектами в рамках программы АМЕС:

  • разработка технологии для обеспечения непотопляемости АПЛ;
  • разработка технологии безопасной транспортировки АПЛ;
  • утилизация многоцелевой АПЛ в целях демонстрации технологий, разработанных в рамках Программы АМЕС;
  • разработка альтернативной технологии резки корпусных конструкций АПЛ.

Великобритания также финансирует первый этап проекта по строительству хранилища ОЯТ на производственном объединении (ПО) «Маяк» (Челябинская область), куда должны поступить контейнеры с ОЯТ из губы Андреева, Гремихи и других пунктов на северо-западе России. Первый этап включает обоснование строительства временного хранилища на ПО «Маяк» и оценку имеющихся проектов на предмет соответствия международным стандартам.

Российская программа утилизации

В декабре 2005 года Правительство России утвердило федеральную целевую программу «Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005-2010 годы)», в состав которой входит подпрограмма «Промышленная утилизация атомных подводных лодок, надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, судов атомного технологического обслуживания и реабилитация береговых технических баз». Основные пункты этой подпрограммы сводятся к следующему:

  • утилизация всех выведенных из состава ВМФ и находящихся в ожидании утилизации АПЛ, НК с ЯЭУ, подготовка к безопасному временному хранению на плаву судов АТО;
  • сокращение на 25% уровня суммарной активности ОЯТ и РАО, размещенных на береговых технических базах;
  • полное освобождение Министерства обороны РФ от несвойственных ему функций по хранению АПЛ, НК с ЯЭУ и судов АТО, выведенных из боевого состава ВМФ.

О состоянии дел в области утилизации списанных АПЛ и работах по реабилитации радиационно загрязненных объектов было подробно рассказано в середине октября 2006 г. в Мюнхене в ходе ХХ пленарного заседания Контактной экспертной группы при МАГАТЭ главой российской делегации, начальником Управления Росатома В.Д.Ахуновым[12]. Были приведены, в частности, данные о количестве АПЛ, выведенных из состава ВМФ, утилизированных, находящихся в стадии утилизации и ожидающих ее, а также затонувших и аварийных лодках (см. таблицу 1 ниже).

Таблица 1. Утилизация АПЛ в России (по данным на октябрь 2006 г.)

 

ВСЕГО

Северный регион

Тихоокеанский регион

Выведено АПЛ из состава ВМФ

197

120

77

Утилизировано АПЛ

137

92

45

В стадии утилизации

25

11

14

АПЛ в ожидании утилизации

32

16

16

Затонувшие и аварийные

3

1  (затонула)

2 (аварийные)

В целом, по оценке В.Д.Ахунова, за время, прошедшее после Кананаскиса, удалось проделать очень большой объем работы, что лишний раз свидетельствует о том, что Россия гарантированно выполнит в срок все свои международные обязательства в части утилизации АПЛ и развернет масштабные работы по реабилитации бывших береговых технических баз ВМФ.

Опыт утилизации АПЛ на северо-западе России: пример ФГУП «МП «Звездочка»

Эффективное международное сотрудничество позволило создать в России комплексы утилизации АПЛ и НК с ЯЭУ, способные достаточно оперативно и безопасно осуществлять процесс утилизации.

Самым крупным и технически оснащенным предприятием в Российской Федерации, осуществляющим утилизацию АПЛ всех классов и НК с ЯЭУ является Федеральное государственное унитарное предприятие «Машиностроительное предприятие «Звездочка», расположенное на северо-западе России, в городе Северодвинске, при впадении реки Северная Двина в Белое море. Численность персонала предприятия — свыше 10 000 рабочих и специалистов. Площадь территории предприятия — 147 га.

За счет средств России, США, Норвегии, Франции и Канады на «Звездочке» создана уникальная инфраструктура комплексной промышленной утилизации АПЛ и НК с ЯЭУ, которая соответствует как российским, так и мировым требованиям обеспечения ядерной, радиационной и экологической безопасности, и позволяет решать все вопросы, возникающие в процессе утилизации кораблей с ЯЭУ.

Общий объем финансовых средств, затраченных на создание указанной инфраструктуры, составляет более 30 млн. долларов США, из них:

  • капитальное строительство — более 23 млн. долларов США;
  • поставки оборудования — более 7 млн. долларов США.

В состав инфраструктуры комплексной утилизации на «Звездочке» входят следующие основные объекты:

  • береговой комплекс выгрузки отработавшего ядерного топлива (БКВ ОЯТ);
  • площадка временного хранения транспортных контейнеров ОЯТ;
  • комплекс временного хранения и переработки (кондиционирования) ЖРО и ТРО;
  • участок производства стапельных работ, в состав которого входят док-камера и плавдок;
  • специализированный участок механической, плазменной и газовой резки лома черных металлов;
  • специализированный участок переработки лома цветных металлов;
  • специализированный участок переработки электрического кабеля и резинотехнических изделий.

Производственные мощности «Звездочки» позволяют:

  • выполнять промышленную утилизацию до 6 АПЛ в год;
  • производить выгрузку ОЯТ из реакторов 4-6 АПЛ в год (при этом все утилизированные на предприятии АПЛ имели по два атомных реактора), размещая выгруженное ОЯТ в обеспечивающих его безопасность контейнерах ТК-18 или ТУК-108/1;
  • обеспечивать безопасное и надежное обращение с выгруженным ОЯТ и его временное хранение до отправки спецэшелоном на ПО «Маяк»;
  • экологически безопасные сбор, переработку/кондиционирование и временное хранение РАО (жидких и твердых), получаемых в процессе утилизации на охраняемых объектах.

В рамках реализации двусторонних российско-американских договоров об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений «Звездочка» с 1977 года выполняет демонтаж ракетных отсеков, а с 1993 года — комплексную утилизацию АПЛ с формированием трехотсечного блока, включающего реакторный отсек.

Успешная реализация на «Звездочке» программ CTR и ГП в сотрудничестве с США, Великобританией, Канадой и Норвегией принесла следующие результаты (по состоянию
на 1 апреля 2007 г.):

  • в соответствии с российско-американскими договорами СНВ-1 и СНВ-2 выполнено удаление (вырезка) ракетных отсеков из 31 АПЛ;
  • утилизировано 22 стратегических АПЛ класса «Янки», «Дельта-1,2,3», 8 многогоцелевых АПЛ класса «Виктор-1,2,3», 2 АПЛ класса «Оскар-1», проводится утилизация АПЛ класса «Тайфун»;
  • в настоящее время предприятие выполняет работы по комплексной утилизации пяти многоцелевых АПЛ  класса «Виктор-1,3» за счет средств, выделяемых Канадой.

В основу организации процесса утилизации АПЛ на предприятии положен этапно-позиционный метод, обеспечивающий одновременное выполнение работ по утилизации в определенной последовательности на различных объектах и участках, включая работы по подготовке АПЛ к утилизации, собственно процесс утилизации и его составляющие, а также отгрузку конечных продуктов утилизации.

Таким образом, в соответствии с принципиальной технологией схема комплексной утилизации АПЛ состоит из следующих 13 этапов, в ходе которых «Звездочка» задействует около 2 тыс. различных специалистов:

1) подготовка АПЛ к утилизации;

2) выгрузка ОЯТ;

3) временное хранение ОЯТ, погрузка ОЯТ в специальные вагоны, отправка ОЯТ на ПО «Маяк»;

4) постановка АПЛ на стапель;

5) демонтаж оборудования, аппаратуры, трубопроводов, электрокабеля;

6) вырезка реакторного отсека в составе трехотсечного блока с утилизацией носовой и кормовой оконечностей АПЛ;

7) сбор, хранение, переработка ЖРО и ТРО;

8) формирование трехотсечного блока и его подготовка к временному хранению на плаву на акватории предприятия;

9) спуск трехотсечного блока на воду, его дооборудование;

10) транспортировка трехотсечного блока в назначенный пункт длительного хранения (ПДХ);

11) разрезка корпуса на крупные секции;

12) разделка секций корпуса, оборудования на металлолом;

13) разделка электрокабеля на вторичное сырье.

Первостепенное значение с точки зрения безопасности имеет транспортировка списанных АПЛ из пункта отстоя к месту утилизации. Для решения этой задачи на «Звездочке» были сформированы 6 гражданских морских экипажей, которые состоят из обученных и аттестованных специалистов, выполняющих следующие работы:

  • подготовка и перевод АПЛ из мест базирования (базы ВМФ) на акваторию предприятия;
  • содержание АПЛ на плаву в период выгрузки ОЯТ и утилизации на плаву с соблюдением мер ядерной и радиационной безопасности.

В августе-сентябре 2006 года голландская компания Dockwise, специализирующаяся на морских перевозках с использованием самопогружаемых судов большой грузоподъемности, провела три уникальные операции по транспортировке списанных АПЛ с невыгруженным ОЯТ к различным пунктам разделки на cеверо-западе России. Необходимость такой транспортировки, проведенной при активном участии специалистов «Звездочки», была вызвана негерметичностью цистерн главного балласта и значительной осадкой списанных АПЛ. Самопогружаемое судно «Трансшельф» (Transshelf) вышло из Роттердама утром 15 августа и 20 августа прибыло в Мурманск. Первая операция транспортировки была произведена 21 августа, когда началась транспортировка АПЛ класса «Виктор-1» из Полярного в Северодвинск. Через несколько дней по тому же маршруту была переправлена еще одна АПЛ этого класса. И, наконец, в начале сентября 2006 г. была совершена переправка АПЛ класса «Ноябрь» из Гремихи в Полярный. Первые две АПЛ были транспортированы по условиям контракта, заключенного между компанией Dockwise и МИД Канады, а транспортировка третьей подлодки была заказана Минобороны Норвегии при финансовой поддержке Великобритании. Проект транспортировки подлодок был завершен с опережением графика. Специалисты оценили проделанную операцию как «очень удачную», особенно в части сбора и применения информации по наиболее оптимальным погодным условиям для транспортировки. Проект стал инновацией в области транспортировок списанных АПЛ и может служить эталоном для выполнения подобных работ в будущем. Эти работы проводились в рамках российско-канадского сотрудничества по утилизации 12 атомных подводных лодок на северодвинском заводе «Звездочка» и программы АМЕС[13].

В целом можно констатировать, что на судоремонтных предприятиях Российской Федерации создан и успешно функционирует комплекс по утилизации кораблей с ЯЭУ, позволяющий своевременно и без ущерба для окружающей среды решать данные вопросы.

Перспективы российско-британского сотрудничества в области утилизации АПЛ и крупных морских сооружений

В Великобритании вопрос о том, как быть с собственными АПЛ, отслужившими свой срок, также стоит достаточно остро. Инфраструктуры для утилизации в стране нет, поэтому лодки (после выгрузки ОЯТ, направляемого в хранилище в Селлафилде (Sellafield)), поддерживаются на плаву в течение многих лет. И несмотря на то, что количество поставленных на прикол британских ядерных субмарин по сравнению с Россией не столь велико, небольшие масштабы территории Соединенного Королевства заставляют британцев относиться к этой проблеме весьма серьезно. Она регулярно обсуждается в парламенте страны, к ней приковано внимание многих научных и общественных организаций.

По состоянию на апрель 2007 г. количество списанных британских ядерных субмарин составляет 14 единиц[14]. Семь из них содержится на военно-морской судоверфи в Росите (Rosyth) в Шотландии[15], неподалеку от Эдинбурга, а еще семь — на военно-морской базе в Девонпорте (Devonport) на юго-западе Англии[16].

По данным опубликованного в 2004 г. исследования Ланкастерского университета, после 2012 года Британия столкнется с «нехваткой мест для содержания списанных АПЛ на плаву», а по меньшей мере до 2050 г. в стране не будет общенационального хранилища для РАО со средним уровнем активности, что осложняет ситуацию[17].

Министерство обороны Великобритании заявило, что оно «определит, разработает и внедрит безопасный и приемлемый для общественности метод по утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава ВМС Великобритании, включая окончательное захоронение низкоактивных отходов и временное хранение любых среднеактивных отходов до тех пор, пока не появится общенациональное хранилище»[18], поскольку «ликвидация последствий любой аварии или радиоактивного выброса именно в водной среде является весьма сложным и трудоемким делом». В связи с этим в исследовании Ланкастерского университета указывается, что «существует общее мнение, согласно которому практику хранения подводных лодок на плаву необходимо менять»[19].

Положительный опыт, наработанный в процессе утилизации АПЛ в России, позволяет предположить реальную возможность использования производственных мощностей и инфраструктуры судостроительных заводов Российской Федерации, в частности «Звездочки», созданных за прошедшее десятилетие совместными усилиями международного сообщества, для утилизации британских АПЛ с соблюдением всех национальных и международных стандартов экологической безопасности.

Приступить к работе в направлении комплексной утилизации британских АПЛ на «Звездочке» можно было бы уже с 2008 года. В случае если принципиальное решение по налаживанию сотрудничества в этой области будет принято, краткая схема действий сторон могла бы выглядеть следующим образом:

1) разработка международных соглашений и иных документов, в том числе в сфере внутреннего законодательства, позволяющих осуществить утилизацию кораблей Великобритании, не содержащих ОЯТ, на судозаводах Российской Федерации;

2) транспортировка АПЛ (буксировка или доставка на полупогружном самоходном судне / барже большой грузоподъемности) на акваторию утилизирующего предприятия;

3) постановка АПЛ на твердое основание для последующей разделки в док-камере или плавдоке;

4) вырезка и формирование блока реакторного отсека по одно- или трехотсечному варианту, временное хранение этого блока на территории предприятия (на суше или на плаву);

5) перевод блока реакторного отсека (буксировка или доставка на полупогружном самоходном судне/барже большой грузоподъемности) в пункт длительного хранения — возможны как размещение блока реакторного отсека на длительное хранение на территории Российской Федерации (на условиях аренды мест хранения в ПДХ Сайда, Мурманская обл., создаваемого в результате сотрудничества по программе Глобального партнерства), так и его транспортировка назад в Великобританию.

Таким образом, использование уже существующего в Российской Федерации комплекса промышленной утилизации судов с ЯЭУ для решения проблемы дорогостоящего и потенциально опасного содержания списанных британских АПЛ на плаву могло бы стать важным фактором, способствующим дальнейшему развитию международного сотрудничества в области нераспространения ОМУ и охраны окружающей среды.

Наряду с этим представляется целесообразным изучение и другого вопроса — об использовании опыта утилизации АПЛ для вывода из эксплуатации морских буровых нефте- и газодобывающих платформ. Необходимость такого изучения вызвана интенсивной разработкой в течение последних десятилетий шельфовых месторождений нефти и газа, что привело к созданию большого числа типов и конструкций буровых платформ, в том числе в Великобритании. Между тем, каждая буровая платформа — это сложнейшее техническое сооружение, имеющее, к сожалению, конечный срок эксплуатации.

Опыта промышленной утилизации буровых платформ в мировой практике пока не существует, но, тем не менее, эта проблема с каждым годом приобретает все большую актуальность, поскольку по прошествии определенного времени трубопроводные системы буровых платформ оказываются загрязненными природными радиоактивными веществами. Накопление радиоактивности в оборудовании буровых платформ не только оказывает негативное влияние на окружающую природную среду, но практически полностью исключает возможность эксплуатации платформ после 20 лет работы. Поэтому решение подобной задачи возможно только на специализированных предприятиях, имеющих опыт промышленной утилизации плавучих объектов, включая обращение с радиоактивными отходами.

Думается, что накопленный на российских судоверфях опыт комплексной утилизации кораблей с ЯЭУ и наличие на них необходимых производственных мощностей и инфраструктуры могут способствовать в недалеком будущем успешному решению вопросов, связанных с утилизацией морских буровых платформ, в чем, безусловно, заинтересованы и Россия, и Великобритания.



[1] К.Чуэн, Дж.К.Мольц. «Утилизация ядерных подводных лодок»,август 2001 г. Цит. по: http://www.nti.org/i_russian/i_e3_3b.html.

[2] Через десять лет, в 2006 г., общее количество списанных в России АПЛ составило уже 197 единиц (120 на Северном флоте и 77 — на Тихоокеанском). Данные приведены в Приложении А к Ежегодному докладу Рабочей группы по Глобальному партнерству за 2006 год.

[3] По данным, приведенным А.С.Дьяковым, В.К.Коробовым и Е.В.Мясниковым, в 1990-х годах темпы выгрузки ОЯТ из реакторов списанных российских АПЛ составляли от 2-4 до 14-16 активных зон в год.

[4] А.С.Дьяков, В.К.Коробов, Е.В.Мясников. Утилизация подводных атомоходов. Независимое Военное обозрение Независимой Газеты (НГ-НВО), № 20, 7-13 июня, 1997 г., с. 6.

[5] P.Cornish. The UK Contribution to the G8 Global Partnership Against the Spread of Weapons and Materials of Mass Destruction, 2002-2006. An International Security Programme Report. January 2007,  p.6.

[6] Красная Звезда, 9 января 2004 г.

[7] Судно «Лепсе» принадлежит Мурманскому Морскому пароходству и базируется на РТП «Атомфлот». С 1961 года оно использовалось как плавучая база для перезарядки реакторов атомных ледоколов. В 1981 году «Лепсе» было выведено из эксплуатации, но ОЯТ остается в его хранилище до сих пор. В хранилищах судна размещено 639 тепловыделяющих сборок с ОЯТ, часть из которых повреждена, причем выгрузка части этих сборок из хранилища штатным способом невозможна. Всего на судне, построенном ещё 1934 году, до сих пор хранится около 250 килограмм урана-235, восемь килограмм плутония-259, а также продукты деления этих изотопов.

[8] Состояние природной среды и проблемы экологии на Кольском полуострове. Часть 15 (http://www.metal-profi.ru).

[10] Доклад о Глобальном партнерстве «Группы восьми». Санкт-Петербург, 16 июля 2006 г.

[17] Project ISOLUS. Consultation on Outline Proposals (CIOP). Final Report/Report to the MoD. CSEC, IEPPP, Lancaster University.April, 2004, p.6 (http://www.lancs.ac.uk/users/csec/isolus2/ciop final report.pdf)

[18] Там же.

[19] Там же, с. 40.

Проблематика: Экология; Безопасность.

09.06.2007 обсуждение послать ссылку Алексей Мальцев, Дмитрий Мануильский
© 2007