Клуб мировой политической экономики

»

Публикации

Кризис! Какой кризис? Размышления о пятидесятилетии Римских договоров

Осмысление процессов, происходящих в настоящее время в Европейском союзе, порождает множество противоречивых оценок и прогнозов о будущих сценариях развития ЕС. Широко обсуждаются проблемы утраты интеграционного потенциала, будущего Конституционного договора, необходимость поиска новой идеи для Евросоюза. Этой теме посвящена статья проректора ГУ-ВШЭ М.В.Ларионовой.

Пятидесятилетие Римских договоров, отмечавшееся 25 марта 2007 года странами-членами Европейского союза, сопровождалось размышлениями о достижениях и о будущем ЕС. Осмысление процессов, происходящих в ЕС в настоящее время, и целей ближайшего десятилетия политиками, исследователями, журналистами породило множество противоречивых оценок и прогнозов о будущих сценариях развития ЕС. Широко обсуждаются проблемы утраты интеграционного потенциала, будущего Конституционного договора, дилемма «дальнейшее расширение — углубление интеграционных процессов», доминирование национальных геополитических интересов в рамках общей внешней политики и политики безопасности, неспособность ЕС выступать с общей согласованной позицией по внешнеполитическим вопросам, «элитизм», отсутствие прозрачности и демократический дефицит, необходимость поиска новой идеи и формирования нового дискурса.

Предложения об интеграционной модели для ЕС настолько различны, что заставляют вспомнить лозунг ЕС «Единство в разнообразии». Так, Президент Чехии Вацлав Клаус предлагает «положить на полку идею создания Соединенных штатов Европы», видя будущее европейской интеграции в возрождении межгосударственной модели взаимодействия в рамках Организации Европейских государств, с формой принятия решений на основе консенсуса[1]. Символично, что эту довольно радикальную позицию высказывает руководитель страны, недавно присоединившейся к ЕС и в течение десятилетия подготовки к членству в ЕС проделавшей значительный объем работ по гармонизации законодательства[2]. Очевидно, новички пока не накопили достаточного опыта, период их «социализации» в Сообществе, участия в работе институтов и формировании политики пока короткий. Кроме того, они не участвовали в строительстве Сообществ в первые десятилетия их формирования, у них другая историческая память, нежели у стран-членов ЕС-15. Их парадигма восприятия и оценки событий, процессов, вызовов и возможностей для ЕС значительно отличается от модели отношения стран-основателей, тоже весьма зависимой от национального политического контекста, но обогащенной пятидесятилетней историей совместного поиска и нахождения решений и ответов на трудные вопросы.

В истории европейской интеграции и вызовы, и кризисы всегда были источником инновационных решений и возможностью выхода на новый уровень сотрудничества. Достаточно вспомнить историю формирования валютного союза от создания механизма совместного плавания курса валют в 1972, европейской валютной системы в 1979 до экономического и валютного союза в 2002[3]; почти десятилетие полемики по «британской компенсации»[4]; «черный понедельник» переговоров по договору о Европейском союзе 30 сентября 1991 года[5]; кризис ратификации Договора о ЕС в Дании; тревожное ожидание французского референдума по Договору о ЕС, завершившегося с разницей в 2% в пользу Договора; связанное с этим решение Президента Ширака не выносить на референдум Амстердамский договор.

Понятна поэтому уверенность канцлера Германии Ангелы Меркель в том, что Союз способен «сохранить, укрепить и углубить достигнутое, выдержать испытание следующего пятидесятилетия»[6]. Перед ЕС стоят задачи обеспечения безопасности в условиях возрастающей нестабильности и взаимозависимости; обеспечения экономического роста и конкурентоспособности, в том числе с Китаем, Индией и другими крупнейшими экономиками; обеспечения эффективной энергетической политики и защиты окружающей среды. Потенциал ЕС для решения этих задач безусловен. Ожидаемый экономический рост в 2007 году — 2,7%; ожидаемый рост рынка труда в 2007-2008 гг. — семь миллионов рабочих мест; в рамках национальных программ реформ осуществляются рекомендации для роста и занятости; успешно развиваются новые инструменты открытого метода координации; в сфере общего рынка достигнута цель почти полного (кроме 1.5%) внедрения и реализации законодательства Сообщества; принят План действий по энергетической политике для Европы на 2007-2009 гг.[7] Одновременно для решения новых задач ЕС должен обеспечить большую эффективность функционирования своих институтов, внутреннюю согласованность и определенность распределения компетенций: в энергетике, во внешней политике и политике безопасности, сфере внутренних дел и правосудия.

Совсем не обязательно, что эти задачи могут быть реализованы именно через Договор об учреждении конституции для ЕС. Однако, они совершенно точно не смогут быть реализованы на пути возвращения к межгосударственной модели сотрудничества. Формальная ратификация Договора в принципе не является «золотым ключиком» к решению всех задач ЕС, но создает дополнительные возможности для этого. Определение правового статуса ЕС (часть I, раздел I, статья I-7), создание позиции Министра иностранных дел (часть I, раздел I, статья I-21), введение выборной позиции Президента Европейского Совета (часть I, раздел I, статья I-22), создание Европейского Оборонного Агентства (часть I, раздел I, статья I-41), возможность усиленной кооперации нескольких стран-членов в сфере общей внешней политики и политики безопасности по отдельным вопросам (часть I, раздел I, статья I-41 и часть III, раздел V, глава II, параграф II, статья III-312) усилили бы роль ЕС как глобального игрока, его возможности согласования позиций по общей внешней политике и политике безопасности. Пока общая внешняя политика и способность «говорить единым голосом» являются наиболее слабым местом ЕС.

Возможность ограничить количество членов Коллегии Комиссии двумя третями от количества стран-членов ЕС (часть I, раздел I, статья I-26), более четкое распределение компетенций, включение общей внешней политики и политики безопасности (часть III, раздел V, глава II) и пространства свободы, безопасности и правосудия (часть Ш, раздел Ш, глава IV) в текст Конституционного договора создают условия для повышения прозрачности и эффективности функционирования ЕС.

Ангела Меркель представит на июньском саммите ЕС 2007 года «Дорожную карту» — предложения по дальнейшим действиям по Конституционному договору. В своей речи, посвященной пятидесятилетию Римских договоров, Меркель выразила убежденность в способности стран-членов ЕС объединиться для формирования нового основания дальнейшего развития ЕС в период до парламентских выборов 2009 года. Это намерение нашло отражение и в Берлинской декларации. Уроки истории ЕС позволяют с уверенностью предположить, что это основание будет сформировано.



[1] Vaclav Klaus. We need a new organization. «European Union in the next fifty years». March 2007. Pp.16-17.

[2] В октябре 1993 года было подписано Европейское соглашение ЕС с Чехией, в феврале 1995 года оно вступило в силу, в январе 1996 г. Чехия подала официальное заявление на членство.

[3] Среди многих других эпизодов истории особенно яркий — колебания валют и «черная среда» 16 сентября 1992 года, приведшая к выходу из системы британского фунта и итальянской лиры.

[4] Особенно обострился вопрос в начале 80-х годов, в результате того, что в конце 70-х годов взнос Великобритании в бюджет ЕС вследствие относительно высоких доходов от таможенных налогов и тарифов значительно превышал получаемые ею субсидии и средства Европейского регионального фонда развития. С 1980 года членство в ЕС стоило Великобритании около 1 млрд. фунтов стерлингов ежегодно. В результате жесткой позиции по этому вопросу премьер-министра М. Тэтчер после серии неудавшихся саммитов на встрече в Фонтенбло в июне 1984 года главы государств и правительств стран-членов ЕС согласились осуществлять компенсации по «британскому чеку». Компенсация осуществляется ежегодно в форме снижения выплат Великобритании в бюджет ЕС, в объеме две трети разницы между вкладом Британии в ту часть бюджета ЕС, которая формируется на основе НДС, и объемом получаемых Великобританией от ЕС средств.

[5] В ходе своего Президентства в ЕС правительство Нидерландов на переговорах по Договору вышло с предложением об унитарной структуре Договора, отказавшись от согласованного ранее варианта «трех опор». Предложение было отвергнуто, и страны вернулись к Люксембургскому варианту «трех слагаемых».

[6] Speech by Dr Angela Merkel, Chancellor of the Federal Republic of Germany and President of the European Council, at the official ceremony to celebrate the 50th anniversary of the signing of the Treaties of Rome.

[7] Presidency Conclusions. Council of the European Union. Brussels, 9 March 2007. 7224/07. Concl 1. Annex I.

Проблематика: Большая Европа.

08.06.2007 обсуждение послать ссылку Марина Ларионова
© 2007