Клуб мировой политической экономики

»

Публикации

Газовая специализация: угрозы и перспективы

После многочисленных заявлений о готовности России стать «гарантом энергетической безопасности» возникла перспектива закрепления за Россией только сырьевой специализации. А лозунг «энергетической сверхдержавы» на деле может оказаться лишь броской фразой, рассчитанной только на то, чтобы подбодрить население, т.е. предназначенной исключительно для «внутреннего употребления». О том, каковы перспективы России как международного поставщика природного газа, рассуждает в своей статье студент 3−го курса факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ Александр Симонов.

На рубеже тысячелетий Россия, восстанавливающаяся после крупнейшей геополитической катастрофы, столкнулась с целым рядом новых, ранее неизвестных вызовов и угроз. Уже сделаны первые шаги на пути к рыночной экономике, необходимой для построения функционирующих демократических институтов, и в первую очередь гражданского общества. Однако не решена главная задача — выбор страновой специализации, того, чем будет занята существенная часть российского населения, что будет в наибольшей степени влиять на внутриэкономический климат. Итоги председательства России в Большой восьмерке, вероятность американского вторжения в Иран и Северную Корею, угроза нового энергетического кризиса в начале второго тысячелетия заставляют задуматься о необходимости принятия мер по скорейшему развитию отечественной энергетики.

Исторически в СССР, а затем и в РФ сложилось две мощные группы конкурентоспособных экономических кластеров: ТЭК и ВПК. В 1984 году выручка от продажи продукции ТЭК достигла 55% общего объёма валютных поступлений, что стало максимумом за всю историю СССР (данные ВНИИКТЭП при Госплане СССР). Во многом такой сырьевой уклон плановой экономики стал фактором, спровоцировавшим сильную зависимость от ценовых колебаний на нефтегазовых рынках, а позже явился косвенной причиной развала государства.

История, как известно, повторяется. Сейчас, после многочисленных заявлений о готовности России стать «гарантом энергетической безопасности», возникла перспектива закрепления за Россией только сырьевой специализации. А лозунг «энергетической сверхдержавы» на деле может оказаться лишь броской фразой, рассчитанной только на то, чтобы подбодрить население, т.е. предназначенной исключительно для «внутреннего употребления». Проблема обостряется в силу очевидного стремления Запада ослабить Россию не только как участника экономических отношений, но в том числе и как нацию. Этой цели служит и создание «санитарной зоны» из постсоветских государств, управляемых марионеточными режимами, и стимулирование антироссийских движений в Восточной Европе в целом, и недопущение России в ВТО. Следует обратить внимание и на то, что за время оккупации американскими войсками Афганистана производство наркотических материалов, ввозимых затем и в Россию, в этом ныне «суверенном» государстве увеличилось в 2-3 раза. С учетом всех этих факторов экономическое укрепление России становится насущной задачей. Именно поэтому активное лоббирование российских интересов на всех уровнях необходимо для эффективного функционирования российского ТЭК как важнейшей составной части отечественной экономики.

Ряд мер во избежание нежелательного развития событий уже предпринимается. Среди таковых можно назвать вероятный отказ от ратификации Энергетической хартии, охраняющей прежде всего права покупателя, о чем было заявлено на саммите Большой восьмерки. Подобная позиция позволяет России влиять на условия торговли энергоресурсами со странами-импортерами, а также вести конструктивный диалог с транзитными государствами. Стоит также отметить, что обладание богатейшими залежами углеводородного сырья позволяют российским поставщикам такого ресурса, как природный газ (ПГ), стать ключевыми игроками на большинстве региональных рынков, способными вести экономический диалог с потребителями во всем мире.

Краткий обзор основных региональных рынков ПГ

Североамериканский рынок

Североамериканский рынок является перспективным для российских энергетических компаний. В 2005 году «Газпром» поставил в США два танкера со сжиженным природным газом (СПГ). По прогнозам большинства аналитиков в ближайшие 15-20 лет будет наблюдаться стабильный рост (1.5-2%) потребления ПГ в США при одновременном снижении уровня собственной добычи. Поэтому поставки 2005 года можно рассматривать как начало успешной экспансии на этот многообещающий национальный рынок. США осознают необходимость подобного «энергодиалога» и заявили об увеличении числа регазификационных терминалов по приёму СПГ (с 4 до 14). В долгосрочной перспективе дефицит «газового» баланса США уже к 2020 г. может превысить 100 млрд. м3.

Европейский рынок

Хотя газовый рынок США представляет для поставщиков всего мира огромный интерес, вопрос о разделе европейского газового рынка более актуален. За последние 10 лет на данном рынке наметился целый ряд существенных изменений. Вследствие явного превосходства объемов российских запасов над запасами западноевропейских производителей можно с уверенностью предположить, что эта тенденции сохранится и в будущем. Постоянное увеличение издержек добычи газа в Северном море из-за необходимости постройки новых буровых платформ, а также учащающихся климатических катаклизмов, а также постепенное истощение природных запасов позволяет предположить постепенный отказ от ведения добычи в этом районе. Поэтапное введение в действие строящегося трансконтинентального газопровода «Ямал-Европа» протяженностью 4100 км, с пропускной способностью 33 млрд. м3/г., идущего через Центральную Россию и Белоруссию в Польшу и Германию позволит России наращивать объёмы поставок в данный регион.

Европейский рынок является исторически наиболее близким и наиболее освоенным. 3 декабря
2005 года руководством «Газпрома» было официально сообщено о строительстве Северо-Европейского газопровода (СЕГ), а уже 9 декабря состоялось торжественное открытие наземной части строительства. Данный проект представляется принципиально новым, так как тело газопровода пройдёт непосредственно по дну нейтральных вод и напрямую свяжет поставщика (РФ) и потребителя (ФРГ). Маршрут позволит избежать целого ряда проблем, возникавших из-за разногласий по ценам транзита с третьими странами, чьи территории лежат на пути поставок газа к основным импортерам. Это вело не только к увеличению сроков доставки, но также зачастую заканчивалось банальным воровством транспортируемого топлива. На пути СЕГ нет транзитных государств, что позволяет исключить возможные политические риски. СЕГ напрямую свяжет Единую систему газоснабжения России с общеевропейской газовой сетью и обеспечит максимально надежное снабжение газом потребителей Западной Европы. Особое значение СЕГ будет иметь для обеспечения бездефицитного газоснабжения Калининградской области. По оценкам Bloomberg, затраты на постройку этого газопровода, общей протяжённостью порядка 3000 км, составят
$5,7 млрд. Основные расходы ($2.5 млрд.) пойдут на сооружение подводного участка (1,2 тыс. км) от Выборга до побережья Германии, ещё $1,5 млрд. будут потрачены на норвежский участок, стоимость же прокладки труб до Великобритании обойдётся в дополнительные $500 млн. Стоит добавить, что СЕГ не будет узконаправленным: в перспективе планируется строительство подводных ответвлений на Данию, Финляндию и Швецию, а также другие европейские страны. Рабочее давление в СЕГ составит 210 атмосфер. Первая нитка СЕГ будет введена в эксплуатацию в 2010 году. Ее пропускная способность — 27,5 млрд. кубометров газа в год. Предусматривается строительство второй нитки газопровода и увеличение пропускной способности СЕГ в 2 раза — до 55 млрд. кубометров в год.

Весьма примечательно в данной ситуации назначение председателем совета директоров совместного российско-германского предприятия North European Gas Pipeline Company (NEGPC) бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера. СП «NEGPC» образовано 30 ноября 2005 года и зарегистрировано в швейцарском кантоне Цуг. 51% акций предприятия контролирует ОАО «Газпром», а компаниям AG BASF и AG E.Оn принадлежит по 24,5%. В функции данной компании входит полная реализация проекта от планирования газопровода до его пуска в эксплуатацию с последующим обслуживанием.

Таким образом, несмотря на большие строительные издержки, «Газпрому» удастся полностью избежать позиции pricetaker’а по транзитным операциям в отношениях с Польшей и странами Прибалтики, через территории которых мог пролегать альтернативный газопровод. Поэтому теперь у этих европейских держав появится реальная возможность приобретать российский газ по европейским ценам.

Азиатский рынок

Наиболее интересным с точки зрения стратегического развития глобальной экономики является азиатский регион. Присутствие здесь сразу двух перспективных держав из группы BRIC (Китая и Индии), а также крупных региональных группировок: НИС и ASEAN обеспечивает альтернативные пути сбыта российского ПГ и как следствие — диверсификацию экспорта этого продукта, что необходимо для сохранения мировой конкуренции на рынке ПГ и избежания ситуации монопсонии в отношениях с ЕС в долгосрочной перспективе.

В расчете на душу населения обеспеченность Китая извлекаемыми запасами нефти составляла в 2000 году 2,6 т, природного газа — 1074 куб. м, угля — 90 т, что соответствовало 11,1, 4,3 и 55,4% среднемирового уровня. В настоящее время существует три сценария развития китайской энергетики. По максимальному сценарию внутреннее потребление к 2020 году составит 3,28 млрд. т условного топлива (УТ), по среднему — 2,896 млрд. т и по минимальному — 2,466 млрд. т (Московский Центр Карнеги, Яков Бергер). Таким образом, данный рынок является наиболее перспективным в долгосрочном периоде, так как экстенсивный рост Китая даже в случае развития по среднему сценария вынудит его активно налаживать взаимодействие с иностранными поставщиками ресурсов, которые в основной своей массе представлены Россией.

Рынок стран СНГ и Балтии

Не стоит, однако, забывать о перспективах расширения поставок газа и корректировки их условий для стран СНГ и Балтии, чьи рынки традиционно принадлежат российскому поставщику. В контексте постройки вышеупомянутого СЕГ у «Газпрома» появится реальная возможность активно влиять не только на объёмы поставок, но также проводить самостоятельную ценовую политику, не зависящую от политического давления со стороны правительств стран-потребителей, зачастую переходящего в открытый шантаж. Принимая во внимание колоссальный, по национальной мерке, объём импорта для такой страны, как Украина, чья экономика позволяет приобретать российский газ по мировым ценам, можно смело утверждать о целесообразности их введения. К тому же реальной альтернативы российскому топливу в этом регионе просто не существует, а система поставок ПГ по заведомо заниженным ценам морально устарела.

Вероятность новых кризисов

При выстраивании качественно новых отношений с импортерами ПГ российским производителям необходимо учитывать, что в настоящее время возрастает вероятность нового энергетического кризиса, в основе которого будет лежать уже не нефть, а газ. Об этом свидетельствует целый ряд тенденций в развитии мирохозяйственных отношений. Так с точки зрения теории циклического развития, мировая экономика стоит на пороге новой эры, в которой основным ресурсом и источником энергии будет являться ПГ. В силу этого возможное проведение «антитеррористической» операции на территории Ирана, обладающим 15% общемировых запасов ПГ и добывающим более 60 млрд. м3 ПГ ежегодно (большая часть которого поставляется в Японию, Европу и США), является серьёзным фактором, увеличивающим риск нового топливного кризиса и создающим угрозу всей системе международной безопасности.

Мировые запасы природного газа

Регион

Нефть, млрд. Т

Природный газ, трлн куб. м

Зарубежная Европа

3,1

6,0

Зарубежная Азия

117,1

53,4

Африка

10,4

9,6

Америка

26,2

14,0

Австралия и Океания

0,3

1,1

Весь мир

166,6

139,4

в т. ч. страны – члены ОПЕК

128,4

57,0

Страны СНГ

9,5

55,4

в т. ч. Россия

6,7

48,0

Саудовская Аравия

43,1

5,1

Ирак

16,7

3,1

ОАЭ

16,2

5,3

Кувейт

15,7

1,5

Иран

14,9

20,7

Венесуэла

10,7

3,6

Мексика

8,5

1,9

Китай

4,0

1,6

США

3,8

4,5

Ливия

3,8

1,3

Нигерия

3,0

4,0

Норвегия

1,6

2,0

Алжир

1,5

3,6

Индонезия

0,9

1,8

Индия

0,9

0,7

Канада

0,8

2,2

Малайзия

0,7

1,9

Великобритания

0,7

0,6

Катар

0,6

7,0

Нидерланды

0,01

1,8

 

Стратегические проблемы газовой промышленности России

Стратегически важно учитывать малоосвоенность сибирских и дальневосточных территорий, насыщенных природными ресурсами и находящихся в зоне стратегических интересов таких центров силы, как Китай и США, а также Японии. Суммарная доля добычи природного газа в Сибирском регионе составляет лишь 0,7% от общего объёма добычи этого стратегического ресурса. Продолжающаяся естественная депопуляция, а также отток рабочей силы в крупные промышленные центры, расположенные главным образом в европейской части страны, могут привести к серьёзным последствиям, вплоть до потери этих территорий.

Как уже было отмечено выше, наша страна обладает уникальными природными ресурсами, которые включают около трети всех мировых извлекаемых запасов газа. Исключительное экономико-географическое положение России предоставляет ей возможность вести торговлю со всеми заинтересованными в этом государствами. Однако на многих предприятиях имеет место неэффективная система управления, доставшаяся «Газпрому» в наследство от плановой экономики. Вдобавок используется старая система бухгалтерского учета, в рамках которой практически невозможно осуществлять долгосрочные инвестиционные программы.

Конкурентоспособность газовой промышленности и государства

Учитывая однородность рынка ПГ, можно утверждать о тесной взаимосвязи мирового рынка энергоресурсов, в особенности ПГ, с конкурентоспособностью нашего государства в целом. Если Россия все же присоединится к ВТО, то у отечественных поставщиков газа будет не только реальная возможность использовать свою рыночную власть (более трети извлекаемых мировых запасов и 25% добычи с реальной перспективой резкого увеличения этой доли), но также и моральное право активно пользоваться этой властью в своих интересах.

К тому же издержки на транспортировку, промежуточное хранение и дистрибуцию составляют в различных случаях порядка 50%. Следовательно, после вступления России в ВТО цена газа для российских предприятий может быть в полтора-два раза ниже, чем его цена, скажем, для английских потребителей, а этого вполне достаточно для сохранения конкурентного преимущества и привлечения иностранных инвестиций, даже несмотря на более высокую рентабельность нефтегазового сектора.

Возможная стагнация уровня добычи газа в России (добыча ОАО «Газпром» в 2005 году составила лишь 547,2 млрд. м3 против 545,1 в 2004), косвенно являясь индикатором замедления развития газовой промышленности России, свидетельствует о более интенсивном использовании наших недр. Судя по динамике роста цен на данный вид продукции, даже при небольшом увеличении добычи произойдёт существенный рост выручки отечественных газодобытчиков, что будет обусловлено и увеличением конкурентной борьбы среди мировых потребителей за российский газ. Таким образом, претензии России на «мировое энергетическое господство» имеют под собой все основания. Главное, чтобы подобный мировой статус не выступал в качестве желаемого, а воспринимался как своеобразный «перевалочный пункт», ресурс для перехода к крепкой рыночной экономике с большой долей обрабатывающей промышленности и третичного сектора.

Проблематика: Безопасность; Энергетика.

28.05.2007 обсуждение послать ссылку Александр Симонов
© 2007